Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Что за прелесть эти сказки!

Мне тут пришел с букинистического сайта давно желанный сборничек французских сказок с иллюстрациями Ларисы Орловой (один из художников-аниматоров «Тайны третьей планеты», кстати).
«Книга не предназначена для детского чтения» - строго предупреждает форзац.
И, ооо, я не была разочарована! Эти сказки детям в руки не дашь, даже таким, как я лет двадцать  назад, но в циничном отрочестве я их своим детям гордо вручу.
Итак, три излюбленных финала французского народа:
1. В общем, все умерли.
2. И жили они долго и несчастливо.
3. Различные комбинации первых двух
Например, знаете, как в оригинале кончается «Красавица и чудовище» (в народном варианте – «Белый волк»)?
Это в пошлых сиропных адаптациях все женятся.
Это в немецкой сказке, у каких-нибудь братьев Гримм, волк бы равнодушно съел красавицу, поковырял зубочисткой в клыках и отправился спать.
А тут - вон чего:
«Вернувшись домой, отец сначала ни слова не говорил о том, что случилось, но потом уступил и открыл им, где он оставил дочь. Одна из сестер отправилась к девушке и стала расспрашивать ее о том, что с ней произошло. Девушка долго крепилась, но сестра так упорно ее просила, что она наконец открыла ей тайну.
Тотчас у двери послышался страшный вой. Девушка в страхе вскочила. Но едва она успела добежать до порога, как белый волк упал мертвым у ее ног. Тогда она поняла свою ошибку, но было уже поздно, и весь остаток своей жизни она провела в печали.»
Канонично также было бы, если бы волк и впрямь съел красавицу, после чего удалился в монастырь на покаяние.
А вот этакий французский сказочный «Гамлет» под интригующим названием «Наказанная королева». Тут просто позвольте цитировать большими кусками.
Итак, есть король, есть плохая королева (сразу оговаривается: «Никогда никто на свете не видывал и не увидит такой скупой и злой женщины, как она.» Бу!)
И у них есть отлично воспитанный сын, принц:
«Пока ему не исполнилось двадцать один год, король заботливо следил за его воспитанием. Узнав о малейшем проступке принца, он тотчас призывал его к себе.
— Слушай, сын, — говорил он ему, — когда я умру, ты будешь править страной вместо меня. Тогда уже некому будет тебя учить. Но пока я жив, это мой долг.
Король брал палку и изо всей мочи колотил сына. Отколотив, он отправлял его в тюрьму, где принц спал на голом полу, ел один черный хлеб и пил только воду. Вот почему он скоро стал таким благоразумным и скромным юношей, что все говорили:
— Сын и отец достойны друг друга. Когда король умрет, будет кому блюсти мир и справедливость в нашей стране.»
А мы с вами - Сергей Михалков, Николай Носов... Вот он - самый краткий и емкий учебник по воспитанию человека и гражданина!
Как вы понимаете, злодейка в семье по-прежнему мать.
И если вы думаете, что воспитанный принц вырос и решил отколотить палкой благоразумного папу, после чего вместе со злой и скупой мамой устроил государственный переворот, а папу отправил в тюрьму на хлеб и воду, то вы еще не довольно знакомы с французскими сказками!
Сейчас вам откроется вся глубина порочности королевы – судите сами:
«Но через полгода я хочу видеть тебя женатым. Выбери хорошую девушку, какая тебе придется по вкусу. Я не буду спокоен до тех пор, пока не увижу твою жену хозяйкой замка.
— Спасибо, отец. Благослови вас бог!
Королева слушала молча. А про себя подумала:
«Вот как! Значит, через полгода я уже не буду хозяйкой замка? Посмотрим!»
После ужина она отозвала сына в сторону:
— Вот что, сын. Езди на охоту, посещай храмовые праздники и веселись. Но жениться тебе еще рано, ты слишком молод. Заведи себе милую. Красивых девушек у нас сколько угодно.»
Это не мать, а какой-то зверь!! Могла бы просто и гуманно кастрировать.
Сын загрустил, но послушался маму. Очень, кстати, мудрая сказка: послушался ребенок не того, кто бил палкой.
И тогда папа решил действовать:
«— Мой сын, ты каждый вечер возвращаешься нагруженный зайцами и куропатками. Но когда же ты привезешь нам живую добычу — славную, красивую невестку?
— Подождите, отец. Это не к спеху.»
(Сын, в отличие от папы, явно знал, что так дела не делаются).



Дальше, наконец, начинается логичный кусок. «В конце концов король потерял терпение. «Вот как, — подумал он, — ты не хочешь выбрать себе жену? Ну что ж, тогда я сам выберу ее для тебя». И через неделю в замок прибыли гости — король соседней страны с дочерью. Принцесса была хороша, как ясный день, и чиста душой, как святая. Она знала много разных песен и пела как сирена. Сын короля забросил охоту. Он с утра до вечера сидел подле красавицы:
— Пойте, принцесса! Пойте ещеSing for me, my angel of music!
Гости откланиваются, и вот уже папаша по-дружески подколол сыночка:
«— Вот они и уехали, — сказал он в тот вечер за ужином. — Добрый путь им, и дай бог, чтобы подольше не приезжали опять.
Принц побледнел как смерть.
— Отец, прошу вас, не говорите этого! Я и сказать вам не могу, как полюбил принцессу. Если вы не позволите мне жениться на ней, я невесть что натворю.
— Глупый мальчик! Вы с ней уже помолвлены. Неужели ты не догадался? Завтра вечером мы все отправляемся в замок твоей невесты. И через неделю я хочу видеть ее здесь хозяйкой.»
Папа сам все сделал! И они решили обмыть помолвку!
Тут-то авторы и вспомнили, что мать – злодейка. А значит, логично сделать что?
Логично отравить мужа.
(А не сына, который хочет жениться).
Далее выдержка из средневекового милицейского протокола:
«Королева слушала, не говоря ни слова. После ужина она вышла и через минуту вернулась. Отец и сын чокались. Оба были очень веселы.
— Выпьем, мой друг, за здоровье твоей милой.
— Король,— промолвила королева, — отчего вы не выпьете за мое здоровье?
— За твое здоровье, жена!
— За ваше здоровье, матушка!
— Спасибо! Выпьем еще!
Все трое осушили свои бокалы. Прошло пять минут, и король позеленел как трава.
— Что с вами, отец?
Король упал на пол. Он был мертв.»
Пять минут! Какая точность!
В общем, покойника похоронили, родня и гости ели, пили…
А потом принц, ставший королем (во имя амбиций своей матери, кстати? Что это за логика? Я обманул таксиста - денег дал, а сам не поехал?), так вот, принц, ставший королем, ночует в покоях отца, и дальше происходит сцена из «Гамлета». Является призрак отца и сообщает: твоя мать меня отравила а отец съел, а твоя сестрица Марленикен... простите, это другая сказка.
Далее цитирую: « Молодого короля пот прошиб от страха. Но он был человек смелый и сильный духом.»
И если вы думаете, что метания Гамлета заслуживают сколь-нибудь пристального внимания, то вы еще просто не читали этой сказки! В ответ на просьбу призрака отомстить за него принц едет к Горацио... простите, лучшему другу, ну да черт с ним, пусть будет Горацио, надо же его как-нибудь называть, и отдает распоряжения:
«— Друг, на меня обрушилось несчастье. Я ухожу куда глаза глядят. Ступай завтра к моей невесте в замок ее отца и скажи вот что: «На вашего жениха обрушилось несчастье. Он уехал неизвестно куда. Вам не быть его женой. Но он вас не забудет и никогда больше не взглянет ни на одну девушку. Удалитесь в монастырь. Постригитесь в монахини и молитесь за вашего друга до того дня, когда вас отнесут на кладбище!»
(Промокая глаза) Вот она, девоньки, любовь-то какая!
Дальше принц отправился странствовать, раздал все деньги беднякам, оделся в рубище и ушел в Шаолинь в горы, где вел отшельническую жизнь, очевидно, чтобы не мучили больше галлюцинации с призраками. Но он не учел специфики кислородного голодания, и через энное время ему снова явился призрак отца.
Цитирую: «Короля пот прошиб от страха. Но он был смел и силен духом.»
Автор тупо копипастит ощущения короля! Ай-яй-яй!
После повторного визита призрака принц наконец слез со своей горы и вернулся домой. Вояж не удался. И вот уж принц снова у Горацио.
«— Здравствуй, друг. Ты меня не узнаешь?
— Вы наш король!
— Да, я король. Скажи мне, как живет моя милая?
— Ваша милая умерла в монастыре.
— Скажи мне, что делает моя мать?
— Ваша мать по-прежнему у себя в замке и царствует на горе всей стране.
— Теперь я знаю все, что хотел. Проводи меня в какую-нибудь комнату. Я устал и хочу спать. А завтра разбуди меня до рассвета.»
Оцените диапазон чувств принца. Любимая умерла в монастыре? ОК, я устал и хочу спать.
Заночевал герой у Горацио, и это была контрольная, так сказать, ночевка, потому что к нему опять явился призрак. Реакцией принца не буду вас интриговать, поди, не угадаете!
«Короля пот прошиб от страха. Но он был человек смелый и сильный духом.»
Наутро смелый и сильный духом человек назначил Горацио и.о.короля, а сам пошел в замок. Сразу видно - баба растила! (с)
Финал, конечно, в духе Агаты Кристи. Сын возвращается и говорит матери: мама, я женюсь. Тут наконец до мамы доходит, что сына не удержать под каблуком до смерти, и она приглашает сына за стол. А тому только того и надо - он ловит преступника с поличным!
«Королева слушала молча, без единого слова. Она вышла и через несколько минут вернулась
— Жена твоя завтра приедет? Тем лучше, выпьем за ее здоровье.
Король вытащил шпагу из ножен и положил на стол.
— Мать моя, бедная моя мать, вы хотели меня отравить. Я вам это прощаю. Но мой отец не хочет вас простить. Трижды приходил он ко мне с того света и говорил: «Твоя мать меня отравила. Ты король. Отомсти за меня». И вчера я ответил ему: «Отец, я исполню вашу волю». Матушка, бедная моя матушка, молите бога, чтобы он сжалился над вашей душой. Взгляните на эту шпагу. Хорошенько поглядите на нее. Я даю вам ровно столько времени, сколько нужно, чтобы прочитать молитву, а после этого я отрублю вам голову, если вы не выпьете раньше яд, который налили для меня. Пейте же, пейте до дна, мать моя, бедная моя мать!
Королева выпила бокал до дна. Через пять минут она позеленела как трава.
— Простите меня, матушка, бедная матушка!
— Нет, не прощаю. [Wap-wap-wap-wap-waaaaap! – bely-den]
И королева упала на пол. Она была мертва.
Тогда король стал на колени и помолился богу. Потом тихонько сошел вниз на конюшню, вскочил на своего коня и во весь опор умчался в ночной мрак. Больше его никто никогда не видел.»
Я узрела здесь мораль самую примитивную: вот какая вредная была та королева!
А вот моя мудрая подруга Ольга верно заметила: «А лучше всех Горацио. Вывод: имей правильные связи, и лучше, если у этих связей будет черт-те что твориться в семье!».
Кстати, для этой сказки обескураженный иллюстратор нарисовал прекрасную принцессу. Видимо, не найдясь, что бы такого изобразить, чтоб книжка все же могла хоть отдаленно считаться детской.

В общем, заведу-ка новый тег и буду делиться с вами. Ну не могу я таким счастьем в одиночку наслаждаться!
Tags: Баллады и вообще фольклор, О книгах, Пила вино и хохотала, французские сказки
Subscribe

  • Как делали хайп в XVII веке

    Друзья, написала длиннопост на дзене об одной удивительной тетке, достойной стать прототипом Миледи. Редко пиарю отдельные посты, но если вы…

  • So sorry for your queen (c)

    Завершу день моим любимцем Самуэлем Пипсом, который в XVII веке работал акыном, т.е. записывал вообще всё, что видел от королевской приемной до…

  • Муки переводчества

    К вопросу о том, почему у меня медленно продвигается курсовик про актрис XVII века... Читаю знаменитую "Апологию жизни Колли Сиббера",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Как делали хайп в XVII веке

    Друзья, написала длиннопост на дзене об одной удивительной тетке, достойной стать прототипом Миледи. Редко пиарю отдельные посты, но если вы…

  • So sorry for your queen (c)

    Завершу день моим любимцем Самуэлем Пипсом, который в XVII веке работал акыном, т.е. записывал вообще всё, что видел от королевской приемной до…

  • Муки переводчества

    К вопросу о том, почему у меня медленно продвигается курсовик про актрис XVII века... Читаю знаменитую "Апологию жизни Колли Сиббера",…