
- А ты надеялся, что минует тебя чаша сия?
- Вот именно. Но как, по-твоему, мог бы я смотреть в глаза моим детям, если бы отказался?
Я не читала «Пойди поставь сторожа», поэтому судить могу только об известном и близком мне Аттикусе – Аттикусе из «Убить пересмешника».
Харпер Ли сумела создать почти идеального героя, который, при всем при том, не вызывает тошноты. Весь роман мы видим Аттикуса глазами маленькой дочери. Поэтому образ его немножко приподнят над грешной землей: ошибки, недостатки, внутренняя борьба – все это полускрыто флером дочерней любви. И потому-то совершенство Аттикуса Финча, человека и педагога, не кажется надуманным – рядом с ним все мы ненадолго становимся восхищенными детьми. Он учит не поучая и воспитывает, не ломая воли своих детей, но уроки его запоминаются надолго.
Пленяет абсолютная осязаемость образа отца. «Убить пересмешника» дарит нам ощущение близкого знакомства с этим тихим близоруким человеком, до сих пор мирно вписывавшимся в жизнь консервативного городка. Именно поэтому особенный восторг испытываешь от его героизма – такого спокойного, бытового, бесшумного героизма. Немолодой адвокат внезапно оказывается виртуозным стрелком Финчем-Без-Промаха; однако он никогда не убивает для забавы и не велит своему сыну. Однажды ночью Аттикус, как всегда, чинный, сдержанный, отправится к дверям тюрьмы читать газету, чтобы спасти своего подзащитного от линчевания. Аттикус знает, что его ждет, но он сидит и читает. И знаете, невозможно не полюбить героя, который берет с собой на подвиг газету и электролампочку.
Аттикус Финч не рвется быть героем, но когда судьба возлагает бремя подвига на его плечи, принимает его и несет до конца. Но, как бы он ни сутулился, проходя страницами романа, невозможно не повторить вслед за преподобным Сайксом:
- Встаньте, мисс Джин-Луиза. Ваш отец идет!