-Франсуаза-
Как женился – в ту же ночь мне приказ прислали;
Говорят, пора служить в королевском флоте.
Говорят, пора служить, долг нести исправно,
А голубушка моя залилась слезами.
«Тише, тише, не реви, слышишь, Франсуаза?
Три весны пройдут как сон – я к тебе приеду».
Две весны прошло как сон, вот и три минуло.
Вот четвертая прошла – моряка все нету.
Молодой была жена, долгим ожиданье,
И надумала она снова выйти замуж.
Брачный пир стоит горой, все кругом ликуют,
Вдруг стучится на постой морячок заезжий.
«Приютишь ли на ночлег гостя, Франсуаза?
Узнаешь ли моряка? Вот я и приехал».
-Джон Райли-
В тот день в саду гуляла я;
Шел путник нашей стороной:
- Привет, красавица моя!
Не хочешь стать моей женой?
«Мне в женихи семь лет тому
Моряк Джон Райли наречен,
И руку я отдам ему,
Когда с войны вернется он.»
- А если он убит в бою?
А если камнем лег на дно?
А вдруг забыл любовь свою
И обручен с другой давно?
«В бою убит - в краях чужих
Забытый крест оплачу я.
На дне лежит - он мой жених
И с ним навек любовь моя.
А если он меня забыл
И обручен с другой давно,
Молиться стану, чтобы был
Он жив и счастлив все равно.»
В ответ привлек меня на грудь
И целовал без счета он:
- Любовь моя, печаль забудь:
Ведь это я - пропавший Джон!
Собственно, что имею дополнить.
Вроде бы вторая баллада - с однозначно счастливым концом и вообще жизнеутверждающая. Как лично по мне, конечно, так обе со счастливым финалом, - жених не пришел мертвым, за собой не увел, и даже живой вернулся! - но мнения друзей разделились. И невеста Джона Райли молодец, надо ее любить и вешать ей медаль на грудь, а Франсуазе пальцем грозить: фу такой быть, Франсуаза! То семь лет, а то три, стыдись вообще.
Но.
Я почему-то больше люблю безыскусную историю Франсуазы. Может быть, потому, что невеста Джона Райли - она такая, какими нас хотят видеть мужчины, а Франсуаза... ну, она такая, какими мы иногда бываем. "Мы слабы, да, но в этом нет вины - мы таковы, как мы сотворены". И в балладе никто не грозит ей пальцем, и никакой утопленник в саване не приходит тащить ее в ледяную брачную постель, и добрый автор мягко оправдывает героиню: "Она была так молода и ждала так долго". Поэтому "Джон Райли", безусловно, - про женский подвиг. А "Франсуаза" - про одиночество, холодные простыни, горькое счастье и простых нездачливых людей, которые - без нашего осуждения и морали - уж как-нибудь сами разберутся.