Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Граф Монте-Кристо (1953)

Пересмотрела экранизацию "Графа Монте-Кристо" 1953 года. Знаете, поняла, за что я ее всегда так не любила.


Мне показалось, что при внешних совпадениях этот фильм как-то слишком далек от романа Дюма.

Не по букве: близость к первоисточнику в этой версии не более и не менее относительна, чем в двух других. Из экранизации выпал Данглар, исчезли Валентина де Вильфор, ее мачеха-отравительница и любовная линия с молодым Моррелем; канул в небытие Рим вместе с карнавалом и разбойниками. Но все это было бы не страшно, учитывая двухсерийный хронометраж, если бы оставшиеся события не были представлены так сумбурно. Из двухтомного авантюрного романа со сложной интригой режиссер и сценарист нарезали комикс, в котором события так лихорадочно сменяют друг друга, что не успеваешь удивиться или испугаться.

Да собственно, создатели фильма, кажется, и не ставят себе цели вызвать у зрителя подобные  эмоции.

Самое интересное в романе Дюма - это следить, как сперва лениво закручивается, а потом все стремительней и динамичнее раскручивается пружина интриги, затеянной Монте-Кристо. Общий замысел долгое время скрыт от нас, и мы не знаем: почему граф прячет Гайде? Зачем и кому он давал ложную телеграмму? Из добрых ли побуждений он спас Альбера от разбойников? Для чего рассказывал жене Вильфора о ядах? Для чего снял именно этот дом? Почему нанял именно этого слугу? Более того, первое время читателю лишь прозрачно намекают, но не говорят впрямую, что граф Монте-Кристо и Эдмон Дантес - одно и то же лицо.

В фильме эта линия, центральная линия романа, - месть - неинтересна. Авантюрная часть из сюжета почти изъята, оставлена лишь приключенческая. Неожиданных поворотов, коими изобилует роман, здесь почти нет. Даже гениальная идея побега из тюрьмы, что осенила книжного Дантеса у трупа Фариа, здесь проговаривается обоими чуть ли не при первом знакомстве.  Нам обстоятельно и последовательно показывают кухню Монте-Кристовой мести: все его перемещения, планы и стратегия обсуждаются вслух и демонстрируются зрителю. Перед нами совсем не похожий на дух мести граф, а деловитый хлопотун, который так и норовит выболтать (например, товарищу-контрабандисту) свою грустную историю. Могила интриги обсажена цветами несколько банальной мелодрамы: Мерседес не только сразу узнает Монте-Кристо, они еще и объясняются тут же, при встрече, после чего все совместно проведенное время посвящают выяснениям отношений.

Так же и прочие философически-психологические нюансы, столь милые сердцу любого фаната книги о Монте-Кристо, оказались принесены в жертву хронометражу и жанру фильма.

Жан Марэ, с его харизмой и талантом,  безусловно, мог бы эталонно сыграть романного Монте-Кристо. Но кажется, что в этой чинной, пристойной и чуточку даже скучной картине ему немного тесновато.

Какую экранизацию я могу назвать любимой, субъективно - лучшей из известных мне?
Пожалуй, я расскажу о ней завтра.
Tags: "Книга лучше!", Киномания, О книгах, нерецензия
Subscribe

  • Трэш 2016 года. Хлопик, Зайка и Кот Матрос

    Котошапка и медвекегля, увиденные с утра во френдленте, навеяли мне воспоминания... 5 лет назад я наткнулась на статью о выборе маскота ЧМ по…

  • Сводки с обонятельного фронта

    (А вдруг кому мой опыт пригодится?) Краткое содержание предыдущих серий. В декабре я переболела понятно чем. Переболела в легкой форме, но…

  • Именно то, чего я боюсь...

    ...и с чем по мере сил своих борюсь в окружающей среде. «– Знаете, что самое странное в старости? Ты становишься невидимым. Пока ты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments