Конечно, четыре подряд поста с меткой «Злобное» - это слишком даже для меня, и все-таки не могу удержаться и не помахать вслед уходящему фестивалю «Зеркало» имени Михаила Меня Андрея Тарковского. В общем, хочу рассказать, как мы ходили на показ «Ностальгии» самогό мастера в одном из наших ивановских кинотеатров.
Во-первых, отмечу, что первые фестивали проходили в основном в центре города. Вся конкурсная программа была сосредоточена на центральных площадках. Нынче же открытие фестиваля сдвинулось аж в Плес, а часть конкурсной программы и ретроспективные сеансы хаотично раскидало по городу. Когда проходили первые фестивали, много и часто звучала гладко обкатанная фраза: мол, Канны тоже были заштатным городком. Так вот, поверьте, Плёс Каннами не стал и не станет (да и слава богу!). А открывать здесь подобное мероприятие - это все равно, что открывать Московский кинофестиваль в Барвихе. Теперь о ретроспективных показах. На первом фестивале, проходившем в 2007 году, мы ходили смотреть «Зеркало» на большом экране. Привезенная копия оказалась существенно «порезанной», но все же это был именно большой экран, отличное качество изображения, объемный, чистый звук… Вот теперь нам захотелось сходить на «Ностальгию». Впечатления были, мягко говоря, незабываемые.
Итак, показ проходил 12 июня в удаленном от городского центра кинотеатре «Искра». В Иванове он славится лишь тем, что прямо в зале стоят диванчики со столиками и находится маленький буфет. Это вам не просто стаканчики для попкорна, вделанные в кресла, тут можно ужеваться жевавши! Первое же, что слегка смутило при беглом взгляде на экран кинозала – то, что на нем отображался какой-то рабочий стол с ярлыками и папочками, включая «Мои документы» и «Мой компьютер». По столу лихорадочно ездил курсор мыши. Отогнав воспоминание о студенческих презентациях, мы стыдливо отвели глаза от экрана, где в это время начала перезапускаться винда, и завели разговор в ожидании «приглашенной звезды». Звездою сей должна была стать Домициана Джордано. Сеанс без нее не начинали, она опаздывала, но мы терпеливо ждали, памятуя, что выступавшая шесть лет назад перед показом «Зеркала» Марина Арсеньевна Тарковская умопомрачительно интересно рассказывала о фильме.
Синьора Джордано опоздала на пятнадцать минут, и вот тут случилась первая накладка.
То ли не нашли переводчика с итальянского, то ли актриса переоценила свои силы, но говорить она почему-то начала по-английски. А вся вразумительная информация, которую она смогла выдать на этом языке, сводилась к следующему: фильм очень сложный, это вам не «Миссия невыполнима» (дословно!), тут надо смотреть вдумчиво, и даже если будет непонятно – все равно надо смотреть вдумчиво. Если бы Домициана не выглядела такой растерянной, зал бы обиделся. Итальянка приехала в Россию учить нас смотреть Тарковского? (Это уж не говоря о том, что зритель в зале сидел не случайно с улицы зашедший.) Впрочем, после своей сбивчивой тирады она окончательно смешалась, заявила, что ее срочно ждут в Москве, распрощалась и покинула нас грешных. К слову – видимо, роскошная ренессансная шевелюра в «Ностальгии» у нее все же своя. Это было самое информативное открытие, последовавшее из ее визита. Что называется, не зря прождали четверть часа.
Наступила пора смотреть фильм. На наших глазах была открыта какая-то папочка на компьютере, оттуда в Power DVD запущен фильм (формат видео вот не успела разглядеть, но то ли просто DVD, то ли DVDrip). О качестве самого видео судить мне трудно, но с боков гигантского экрана осталось две черных полосы каждая где-то в 1/6 общей ширины, а изображение, соответственно, оказалось сжато по бокам. Мы немного задергались, глядя на вытянутые титры, плывущие на фоне вытянутых фигур, но уже были готовы смириться с этим, как вдруг, на второй-третьей минуте фильма, перед нами возникла менюшка, в которой курсор судорожно шарил. В зале начали тихо возмущаться. Меню и курсор исчезли, так ничему и не поспособствовав, но нам уже было все равно – дали бы фильм посмотреть.
Где-то половина фильма прошла без приключений, зрители втянулись и с интересом смотрели, как вдруг изображение задергалось, звук пропал – словом, произошло то, что мы все называем унылым словом: «подвисло». Вышли взволнованные девочки, стали извиняться, уверять, что «делается все возможное», дабы мы могли продолжать просмотр, и призывали не расходиться. Часть зрителей все же ушла досматривать фильм дома, с нормально развернутой картинкой и без подрывов.
Наконец (мы за время паузы успели неспешно попить кофе) показ продолжился. Ну как продолжился. Сперва вновь возникшие девочки принесли извинения и намекнули, что нам нужно расходиться, ибо ловить нечего. Только мы засуетились, собирая вещи, как экран внезапно ожил, снова появилось дивидишное меню «Показать – Эпизоды – Дополнительные материалы», нервный курсор выбрал первое действие, а потом нам перемотали полфильма. Беда в том, что Тот-кто-управлял-курсором (назовем его, что ли, киномехаником) явно фильм не смотрел, поэтому перемотал нам не на то место, на котором остановился. В зале раздался было задушенный возглас: «Не туда!», но тут же потонул в угрюмом молчании остальных зрителей. Было уже не до эстетических впечатлений – нас и так надолго задержали, район удален от центра, а городские транспортники равнодушны к проблемам фестиваля. Уходить во время фильма неловко, а задержаться еще на пропущенные 15-20 минут – упустить, может быть, последний троллейбус…
Но магия Тарковского такова, что втянулись и тут. Если бы синьора Джордано увидела, как вдумчиво мы смотрим этот сложный (не "Миссия невыполнима"!) фильм, она бы, конечно, была довольна. А тем временем в голове нашего киномеханика зрела беспокойная мысль, и совесть глодала его душу… Короче, мы отсмотрели целых 10 минут спокойно и без помех, как вдруг вестник хаоса – курсор – вновь возник перед нами и – вжжж! – отмотал фильм разом на десять отсмотренных и двадцать пропущенных минут назад!
…После этого накладок не было.
Когда мы вышли, весь транспорт, как и следовало ожидать, шел в депо, а кондуктор спасительного троллейбуса, ехавшего в центр, оповестила нас, что нынче праздник и все хотят отдыхать (Помните: «Я тоже хочу быть выходная в выходной!»(с)), а наши проблемы их совершенно не волнуют. А ведь после нашего показа было еще два сеанса в той же разнесчастной «Искре»!
P.S. Нет, изображение в ширину нам так и не растянули.
P.P.S. Да, последний пикантный нюанс истории. Мы сидели на задних рядах по пригласительным. А первые несколько рядов - за деньги.