[ Spoiler (click to open)]Все-таки я цинична. Нет бы написать тут про доброго чеховского доктора Дымова или про какого-нибудь Робин Гуда.
Нет же, первый же мой ответ на этот вопрос – без секундного даже раздумья! – был: «Хизер Бэдкок!».
Одна из главных героев, главная жертва и по совместительству самый ненавистный мне персонаж этого романа.
Во-первых, он и сам в свое время произвел на меня глубочайшее впечатление. Знаете, как выглядит мое глубочайшее впечатление? Я прижимаю знакомого к стенке, беру его за пуговицу и задушевным хриплым шепотом спрашиваю:
– А вы хотите поговорить об Агате нашей Кристи?
Экранизацию с Элизабет Тейлор смотреть я попросту не могу. Именно по той причине, что все пространство там заполнила собою Тейлор, оттеснив на второй план даже мисс Марпл – Энджелу Лэндсбери, а уж от Хизер Бэдкок там остались рожки да ножки. Она в этом фильме всего лишь милая дурочка, несправедливо поплатившаяся за девическую глупость. А ведь весь-то роман - о том, как закономерно шла Хизер Бедкок к роковому своему коктейлю и как страшны люди, подобные ей. Об абсолютной душевной глухоте, на которую то и дело натыкаешься в реальности, и о ее последствиях.
А ведь мы часто не замечаем этой глухоты, а такие глухие люди даже вызывают симпатию. На первый взгляд она мила, эта хлопотливая хозяюшка с нежным именем Хизер (вереск). Но что-то неосознанно хищное уже сквозит в ее облике.
Это была полная коренастая женщина лет сорока, с рыжеватыми волосами, едва начинавшими седеть, синими глазами и большим ртом, в котором, как показалось мисс Марпл, было много белых сверкающих зубов.
Но проходит время, и от нее начинает фонить чем-то трудноопределимым и жутким:
«Она была очень доброй женщиной и страшно любила заботиться о других. И она была совершенно уверена, что лучше всех знает, кому что нужно. Что думали об этом другие, ее совершенно не интересовало. У меня тетка такая же была. Обожала булочки с тмином, очень часто их пекла и угощала всех своих знакомых, нисколько не заботясь о том, нравятся им эти булочки или нет. Вы же знаете, есть люди, которые их просто терпеть не могут, не выносят даже запаха тмина.»
«Хизер Бедкок не хотела ничего плохого. Она никогда никому не желала зла, но нет сомнения, что люди вроде нее (и моей давнишней знакомой Элисон Уайльд) способны причинить много зла окружающим, так как им не хватает — не доброты, доброты в них достаточно, — а простых размышлений о том, какое действие могут оказывать их поступки на других людей. Хизер всегда думала лишь о том, что ее поступки означают для нее, никогда не задумываясь над тем, что они могут означать для кого-нибудь другого.»
«... Можно быть доброй, бескорыстной, внимательной. Но если вы похожи на Элисон Уайльд, вам совершенно безразлично, что вы делаете и для кого. Поэтому никогда не известно, что может произойти с вами.»
Их много вокруг нас. Очень часто считается неприличным их не любить. Ведь они такие славные, такие неравнодушные! Они всегда позаботятся о вас, надо вам того или нет. Вы что, хотите, чтобы на вас наплевали?..
Знаете, иногда лучше пусть на тебя наплюют, чем оказаться рядом с такими, как Хизер. Это, например, они с милой улыбкой сообщают твоему приемному ребенку: «а ты знаешь, что мама и папа тебе не родные?» – ведь правда превыше всего. Это они хвастаются, что ездили на работу с ветрянкой в автобусе, набитом стариками, детьми и беременными – ведь ответственность превыше всего! Их подвиги окружаются легендой и с умилением пересказываются на семейных застольях.
А на вопросы окружающих: «Надеюсь, это не повлекло за собой никаких неприятных последствий?» – они, подобно Хизер, отвечают:
— Абсолютно никаких. Никогда я не чувствовала себя так хорошо.