Тем не менее я не тороплюсь согласиться. Хотя подписана на несколько умных и адекватных фем-активисток и каждое 8 марта
И все-таки есть в современном феминистическом дискурсе несколько пунктов, с которыми я не в ладу и которых не понимаю.
1. демонстративное пренебрежение "гендерными" праздниками. Почему бы не сделать из них милую дань истории? Да, когда-то женщины считались слабыми и ранимыми, а мужчины сильными и призванными их опекать. Сейчас общество устроено слегка иначе, но почему бы не примерить на себя эти роли раз году. Я не понимаю, почему принципы позволяют людям жечь чучело на Масленицу, наряжаться в государственного преступника Гая Фокса, украшать древо жизни на Новый год, а поиграть два раза в год в игру "хрупкие дамы - отважные защитники" - гадко и унизительно? (А если кому-то это напоминает об абьюзе и унижении, так вот лично мне Масленица напоминает о человеческих жертвоприношениях).
2. настойчивое привлечение мужей к партнерским родам. Сама идея ПР мне близка. Я понимаю, конечно, врачей, которых раздражает присутствие посторонних, но они, черт побери, сами довели до этого: уровень врачебной этики в перинатальной сфере - притча во языцех. Да и удобнее, когда рядом есть незанятые руки, чтоб поднести воды или сводить пописать. Но во всех феминистских блогах, читанных мною, обсуждение этого аспекта без вариантов съезжает в одну плоскость: обвинение мужчин, которые боятся вида крови/родов. Дамы хором возглашают: вон такого мужика! участие в родах или развод! При этом каждая вторая простодушно добавляет: маму бы ни за что не допустила на роды - нервная/будет мешать/боится и т.д. То есть матери, которая а) женщина и б) полюбас сама рожала - простительно нервничать. А мужу - зась! А уж над "хрупким мужским либидо" кто только не пошутил, хотя либидо реально вещь хрупкая (что мужское, что женское) и управляется не до конца изученными механизмами. В частности, есть такой фактор, как страх причинить боль, и он у некоторых мужей после партнерских родов высок. В итоге вместо того, чтобы обсудить легализацию доул и повышение их ответственности феминистки в обсуждениях упоенно поносят "безответственных" мужчин, которые боятся присутствовать на родах.
3. это я даже не знаю, как назвать. Неуклюже обзову "придание обратной силы фем-идеалам". Это когда клеймят Андерсена и Боккаччо за то, что те неправильно относились к женщинам и даже их, наверное, объективировали. И активно призывают сбросить их с корабля современности. Это все равно, что осуждать Пушкина за то, что он держал крепостных, честное слово.
4. отрицание любых конституциональных различий между мужчинами и женщинами. Я не спорю, действительно, очень многие из типично "мальчуковых" или "девочковых" черт - результат воспитания. Хваленая "аккуратность" девочек и неряшливость мальчиков. Чувство юмора, до сих пор подспудно считающееся нетипичным для женщин. Отчасти, возможно, даже инстинкт опеки. Но при этом никуда не деваются эстроген и тестостерон и те различия, которые обусловлены ими. Еще женщины рожают. А еще, например, у мужчин иначе устроена брюшина, и им проще поднимать тяжести. Почему считаться с этим - унизительно, я не пойму, наверно, никогда.
6. преподнесение одиночества как идеала и нормы. Эмансипация - эмансипацией, но люди не перестали быть социальными животными. В идеале людям действительно проще и веселее объединяться в мини-социумы. И мужчинам, и женщинам, да. И сейчас, когда общинное сознание в целом отходит, ценность близких контактов значительно повысилась. До соседей порой не докричишься, а муж/жена/гражданский партнер - тут, рядом, скорую встретит, если что. Вопрос лишь в том, какие средства считаются годными для достижения этой цели. Долгое время считалось, что женщине надо хвататься за какого-нибудь мужчину и любою ценой держаться за него. Девочек массово растили в этой доктрине. Сейчас есть мнение, что хорошо бы воспитывать и в девочках, и в мальчиках умение налаживать совместный быт и уживаться. Ну и, не отрицаю, какой-то процент рожден быть одинокими, и это нормально. Но не все.
7. пропаганда публичного кормления грудью. Я до сих пор не понимаю принципиального нежелания прикрывать грудь при кормлении младенца в транспорте или ресторане, тем более, для этого существует специальная одежда.
8. активное внушение женщинам чувство вины за несогласие по предыдущим пунктам. Вот это самое ненавистное для меня. Словами через рот феминистки декларируют для женщины свободу выбора. На деле же фем-движение молотом вбивает в женские головы очередные гвозди вины. Не хочешь жить одна в старости? Соберись, тряпка, займись саморазвитием! (Хотя непонятно, как саморазвитие одолеет страх умереть от сердечного приступа, не дозвавшись соседей). Влюбчива? Да ты просто не знаешь, чем себя занять без мужика! (
Пы. Сы. Я знаю, что другие солдаты - совершенно другие ребята. Что фем-движение имеет много ветвей и подвидов. В этом посте я описала лишь некий общий дискурс - по своим субъективным наблюдениям - и то, что не подходит мне лично.
Зато теперь вы знаете, почему я не отношу себя к фем-движению.