Фракийского певца в своем безумьи".
- Уж это нам давали, и не раз!"
(Шекспир)
Глаз зацепился за фразу в рецензии одного критика:
"В этом спектакле все - и современное общество с его подавленными инстинктами..."
Верите ли, я даже перечитала и все равно ничего не поняла.
Ладно, отбросим тот неловкий факт, что некоторые отделы мозга именно для того и нужны, чтобы подавлять инстинкты. Меня сейчас заинтересовало другое.
Я охотно верю, что уже состоявшиеся театроведы, наверно, не смотрят телевизор, ну, за исключением только разве "Что? Где? Когда?" и избранных передач по каналу "Культура". Ну а я, как существо погибшее и бездуховное, периодически туда залипаю. И что же я вижу? А вижу я сериалы и передачи пошиба "пипл хавает". Пипл усредненный, понятно, слегка даже мифический, из маркетинговых методичек. И он, судя по этим сериалам и передачкам, хавает:
а) Еду. Даже так - ЖРАНИНУ. Всех видов и сортов. "Тили-теле-тесто". "Смак". "Кулинарные путешествия". "Рестораны мира". "На ножах". "Кухня". Тут едят пиццу, там анчоусы, здесь саранчу. Любая передача о путешествиях обязательно включает в себя обстоятельную дегустацию местных блюд. Сам не готовишь - так хоть слюнки поглотай. Инстинкт? Базовый! Поели... Поехали дальше.
б) Кровь. Друг друга сменяют передачи, где наперебой обсуждаются аварии, изнасилования, включая особо изощренные, убийства и прочая веселуха. Иногда это все носит социальную направленность, иногда развлекательную, но на коммерческом ТВ, собственно, одно другому не мешает. Подобные темы выполняют ту же функцию, которую в средневековье несли публичные казни
в) Похождения вагины
- Вася, я беременна!
- Ты же говорила, что принимаешь контрацептивы!
- Срочно! У нее отошли воды!
- Ты спала с Павлом!
- Я не спала с Павлом, я спала только с Виталиком!
- Срочно! Аборт!
- Ты сам мне изменяешь с Агриппиной!
- Срочно! Она не может забеременеть! Тащите какого-нибудь мужика, он нужен для развития сюжета!
(Ладно, ладно, с последним я погорячилась, этого в фильме не было. Это авторская ремарка в сценарии).
Все это перемежается рекламой прокладок. Рекламой антицеллюлитного средства. Рекламой крема для депиляции. Рекламой противоклимактерического средства. Подмышками. Трусами. Ляжками. Конец рекламной паузы, здравствуй, Вася, героиня уже едет на аборт. После этого для успокоения нам покажут передачу про любовниц какого-нибудь генсека.
И это я еще не беру глянцевые журналы и юмористическую эстраду типа "Камеди-клаба", где животна каждая вторая шутка. Ребят, да мат - и тот практически перестал быть табуированной лексикой.
Пока некоторые седеющие дяди и тети оплакивают свою советскую юность, в которой "секса не было", я, дитя гласности и свободы масс-медиа, уже очень, очень хочу посмотреть фильм, где главный герой, скажем, придумывает, как усовершенствовать работу цеха; а косный директор вставляет ему палки в колеса; но при участии товарищей и упорства рабочий таки продавливает усовершенствование, директора увольняют, а заканчивается все торжественным пуском мартеновской печи. Это для меня и то интереснее, чем под юбку заглядывать - чего я там не видела-то.
Я правда, правда, не вижу особо яростного подавления инстинктов в "современном обществе". Потому что ведь вся масскультура, реально, - большой гинекологический кабинет.
И вот такой же кабинет - на театральных подмостках.
"Но это уже совсем другая история"...