Чем больше мы читаем, тем меньше другие люди для нас инопланетны. Хотим узнать о немцах и их ментальности – читаем немецкую литературу, о евреях – еврейскую. О жителях деревни – Шукшина, допустим. Хотим понять противоположный пол – читаем не попсовую психологию типа "женщин с венеры, мужчин из уютерры", а в самую первую очередь, соответственно, художественные книги, написанные противоположным полом. Можно и публицистику. Да даже ЖЖшные тексты – это кладезь информации об авторах.
Естественно, понимания всех вообще людей, как и всех вообще немцев/евреев/мужчин/женщин и т.д., нам это не даст. Но значительно расширит рамки того, что мы способны себе представить, количество моделей мышления, которые мы способны понять, ну и в целом как-то к пониманию приблизит все равно.
Движения, которые мы проделываем в спортзале, в быту, как правило, не особенно полезны сами по себе. Но при необходимости поднять тяжелое или пройти долгий путь, да и сидеть целый день так, чтоб не разломило полспины, мы задействуем именно те мышцы, которые развили в зале.
Ну так вот. Видео всегда показывает только интерфейс. На художественном фото тоже может быть представлена точка зрения, но не образ мыслей. В видеоролике/подкасте информация, которую выдает человек, отфильтрована и отлита в более жесткую форму, а кроме того, мы видим самого человека, слышим его голос (чужой), дикцию (не нашу) – это всегда дает некоторое отстранение.
И только текст дает чистое мысленное слияние с другим человеком. Примерку чужих мыслей и чувств к своим. Мы можем с ними не соглашаться – и это зачастую нормально и правильно – но мы начинаем понимать.
Поэтому люди, которые кривятся – "ой, я не читаю бабскую/мальчуковую/нерусскую/русскую/во
То есть польза чтения не в какой-то там особой духовности. Чтение просто-напросто повышает восприимчивость к чужому внутреннему миру и учит его понимать. Когда живешь в обществе, без этого никак.
NB. Семья, кстати, тоже общество.