Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

"Это я, Натали" (1969)

"Мой Кеннет никогда не врет, он говорит то, что видит. Пусть правда горька, но зачем же браться за лопату?"
***

"- Должно быть, у него серьезные намерения.
- Папа, я не хочу с ним встречаться, он зануда.
- Идеала не существует.
- Мне не нужен идеал, но есть же парни, равноудаленные от идеала и занудства!"

Рассказывая о "Воспитании чувств" (которое в оригинале Education), вспомнила и пересмотрела другой, неизмеримо более понравившийся мне фильм на ту же тему. "Это я, Натали".

Education - он немножко похож на старательно изукрашенный узорный пряник. Он весь в мастике, и розанах, и глазури, смотреть на него отрадно, но есть почему-то совершенно не хочется.

Me, Natalie - совершенно другой. Шестидесятые там еще не гламурно-ностальгические, а вполне реальные: он, собственно, снят на их излете. И хотя в нем есть все то же, про что вроде бы сделан Education: юность, первые вечерние платья, первый секс, первая любовь, рестораны и романтика, — в нем нет открыточности Education. Открыточности, из-за которой кажется, что фильму мешает собственный сюжет, потому что взросление реальных девочек, уж конечно, крайне редко бывает таким праздничным, глянцевым и сказочно красивым. И хотя выбор между замужеством и Оксфордом, конечно, ужасно важен, но средний подросток куда чаще выбирает между совсем другими вещами.

16-летняя Натали Миллер мучительно переживает свою якобы некрасивость и ищет себе места в мире, пока не понимая, что те, чьего признания она добивается, – такие же неуверенные в себе слепые щенятки, а «время ее цветения, – как говорит танцовщица Ширли, – еще не пришло». Героиня за кадром довольно долго заверяет зрителя в своем уродстве, не показывая лица, а когда наконец открывает его — из зеркальца на нас взглядывает самое обычное, милое девичье личико с большими грустными глазами. Пэтти Дьюк замечательно играет подростковую некрасоту, ту, что не в чертах лица, а в угловатости и внутреннем неумении удобно расположиться в собственном теле, которое пока кажется таким нелепым. 24-летняя актриса очень здорово передает этот возраст, когда не очень-то нравишься себе, злишься за это на весь мир и невольно ведешь себя жестоко по отношению к другим таким же как ты.

Нет, правда, все это так бесконечно живо и честно показано: и трогательные родители, нелепо пытающиеся устроить дочернее счастье, и отчаянные потуги героини побыть Жанной Д’Арк, и эрзац-роман с очень правильным и очень скучным мальчиком только потому, что ведь надо же с кем-то быть, и первые шаги к самостоятельной жизни – тем более ценные, чем больше смешных и грустных ошибок лепит на этом пути Натали. «Это я, Натали» — очень по-хорошему не сказочный фильм. Тут нет никакого Мудрого Наставника, который помог бы героине найти себя, рассказав, как правильно жить, потому что, как оно и бывает, каждый наставник на ее пути оказывается ненадежным рассказчиком.  Мораль, прочитанная мудрым дядюшкой, не расставляет моментально все точки над i и не приводит героиню в идеальное душевное равновесие: ей еще топать и топать через перипетии сюжета, покуда зароненное в душу зерно даст плоды.

Но поклонникам «Воспитания чувств» вовсе не стоит настораживаться. «Натали» имеет все шансы им понравиться. Во-первых, фильм безусловно, но без нарочитости, красив. Красив изысканной прелестью кино тех лет, когда военные раны уже несколько зарубцевались и мировой кинематограф осмотрелся вокруг новыми, наивными, молодыми глазами. Тут и блики солнца на воде, и зелень парков, и дождь, заливающий окна домов, и свежие юные лица, совершенно при этом живые. Во-вторых, сама я безусловно пристрастна, потому что а) люблю киноэстетику шестидесятых, а сами эти годы – не очень, как и искусственный «антураж 60-х»; б) история Натали неизмеримо ближе мне, чем Дженни. Дженни не бывает нелепой, Дженни – совершенная лапочка, вызывающая перманентное умиление. Дженни никогда бы не прыгала в костюме тигра на школьном матче по регби: мальчики охотно выбрали бы ее чирлидершей. Дженни никогда бы не выбила ничьих зубов лопатой. Натали – совсем не-лапочка, она влипает в глупые приключения, она бывает смешной и неуклюжей, она бывает очень злой, ревнивой и несносной девчонкой, которой судьба недовесила флирта с элегантными мужчинами, а вместо женских чар вооружила здоровой иронией.

Где-то в середине фильма танцовщица Ширли преподносит Натали два урока: истинный и ложный. Первый заключается в том, что красота, которой Натали так вожделеет, сама по себе не приносит счастья, а второй пускает зрителя по обманному пути. Весь фильм ждешь, что он хоп! — и окажется сказкой про Золушку, но, извините за спойлер, принц здесь очень не вовремя превращается в тыкву. Впрочем, вместо принца она находит то, что жизненно необходимо обрести до всех принцев в жизни. Себя. А это, черт возьми, отличное приобретение.


© Ольга Гурфова aka bely_den, 2020
Tags: Киномания
Subscribe

  • Кому теперь верить? (с)

    Постоянно ругаюсь в интернетах с людьми, которые читали "Грозу" Островского только в школе и попою. И что ж? Решила открыть статью Писарева…

  • Дайджест

    Мои ученые друзья, уж конечно, помнят, что у Николая Гумилёва есть такое стихотворение "Занзибарские девушки". Оно про бедного абиссинца,…

  • Я все о себе да о себе

    Меж тем, у моего театрально-исторически-киношного дзен-канала появился телеграмный отпрыск https://t.me/manzheta_teatroveda. Там я даю ссылки на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments