Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

Прекрасная леди Энн

Баллада о прекрасной леди Энн в сборнике Чайлда, как ни странно, относится к группе баллад "Нож и ножны". Сестра беременеет от брата, они едут в лес/на холм, где сестра рожает и просит брата ее застрелить. Вернувшись домой, брат горько сетует, что потерял нож (ребенка) и ножны (сестру).
Но здесь-то все не так. И брата никакого нет, а даже, наоборот, сестра. И тема родов напрямую не затрагивается (хотя вот вам маркер: если в балладе героиня прислоняется спиной к дереву — как правило, она собралась там рожать).

История какая-то хтонически жуткая и мрачная, так что вот вам в тему самая милая картинка, которую смогла найти:

William Merritt Chase - Alice with wolfhound

Одна дочь короля говорит другой:
«Поедем верхом, как брат с сестрой.

Поедем вместе с тобой в долину,
Где ракитник цветет и растет лещина.

Хороших гончих возьми с собой,
Еще до рассвета вернемся домой».

Они поскакали как брат и сестра,
И в долине охотились до утра.

«Возьми повода моего коня,
Держаться в седле нет сил у меня.

Вот сокол мой, береги его, леди,
Боюсь, мы до дома вдвоем не доедем.

Спиной меня к дереву прислони,
Пусть будет мне ложе в его сени».

Спустила на землю сестру принцесса,
В руках не почувствовав ее веса.

Леди Энн легла на траву у корней,
И разверзлась могила в земле под ней,

Сокол в небо летит, конь поводья влачит,
Свора гончих неверных сквозь чащу мчит.

Одна дочь короля ускакала прочь,
И навеки в могиле другая дочь.

В целом мне кажется, что перед нами едва ли не самая старая версия "Ножа и ножен". На это, как мне думается, указывает и отсутствие в сюжете мужского персонажа, и огромное количество недосказанностей и иносказаний. Создается впечатление, что этот текст — отголосок каких-то древних матриархальных культов.
По поводу возможных смыслов баллады приглашаю порассуждать в комментах.
Tags: Англия, Баллады и вообще фольклор, Переводы
Subscribe

  • Я все о себе да о себе

    Меж тем, у моего театрально-исторически-киношного дзен-канала появился телеграмный отпрыск https://t.me/manzheta_teatroveda. Там я даю ссылки на…

  • Бэд против Шамирова

    Помнится, я еще в 2013 году с пеной у рта доказывала, что Шамиров - так себе режиссер. Даже писала рецензию на "Со мною вот что…

  • Ответ на театральную загадку

    На рубеже XIX-XX вв в театрах начали гасить свет в зале перед началом спектакля. Это позволяло привлечь большее внимание к сцене, заставить зрителя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Bestcaldeye

July 1 2020, 01:18:48 UTC 9 months ago

  • New comment
Если привлечь восточноевропейские мифы (королева змей/угрей, см. например, балладу Саломеи Нерис), там именно младшая соглашается выйти замуж за представителя нижнего мира, и скорее по обету, чем добровольно.
Змей и его дети от младшей сестры опасны для обитателей нашего мира, братья и старшие сёстры пытаются убить его, выведав его имя. Когда им это удаётся, младшей некуда идти - среднему миру она больше не принадлежит, в нижний ей больше нет дороги, и ей приходится умереть/превратиться в дерево.
Связь смерть/дерево на могиле есть у валлийцев (королева, умирая, берёт клятву с короля не жениться вновь, пока на ее могиле не вырастет дерево). Дерево корнями уходит в нижний мир, но растёт в нашем.
То есть леди Энн не обязательно беременна от брата, но отец ребёнка - хтонь, сам ребёнок - тоже хтонь, смерть младшей сестры искупает её порочную и опасную для людей связь с миром хтони.

  • Я все о себе да о себе

    Меж тем, у моего театрально-исторически-киношного дзен-канала появился телеграмный отпрыск https://t.me/manzheta_teatroveda. Там я даю ссылки на…

  • Бэд против Шамирова

    Помнится, я еще в 2013 году с пеной у рта доказывала, что Шамиров - так себе режиссер. Даже писала рецензию на "Со мною вот что…

  • Ответ на театральную загадку

    На рубеже XIX-XX вв в театрах начали гасить свет в зале перед началом спектакля. Это позволяло привлечь большее внимание к сцене, заставить зрителя…