Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

30 кинодней. Третья пятерка

Первая пятерка
Вторая пятерка


11 день. Любимый фильм в нелюбимом жанре. "Свой среди чужих, чужой среди своих" Н. Михалкова. Я не люблю истерны, даже "Золотую речку" с молодыми Симоновой и Кайдановским. А этот фильм о золотой дружбе, которая балансирует на краю пропасти в треске цикад, — люблю горячо. После победной эйфории всегда надо долго и трудно налаживать жизнь; за революцией идет гражданская война, и вчерашним бесстрашным рубакам приходится "деньги считать и контру ловить". И, ненавидя себя, колебаться, прежде чем привычно поднимешь руку, защищая друга. И идти до конца в расследовании убийства, каждый раз внутренне замирая: Егор? Николай? Андрей?! И зайдя в служебный тупик, чуть ли не с радостью идти под трибунал — потому что докопался до самого главного: не предал. И абсолютно веришь финалу, где сходятся все сюжетные линии, где Сарычева не расстреляют и даже Лемке на миг отдаст должное преданности и упорству этих чуждых ему людей.


12 день. Нелюбимый фильм в любимом жанре. (Глубоко задумалась, какой мой любимый жанр). Пусть будет "Чисто английское убийство" С.Самсонова. Герметичный английский детектив, уже упомянутые Баталов и Муравьева, да впридачу все еще блистательный Иван Переверзев, атмосфера рождества в родовом замке и мои любимые семидесятые — а смотреть почему-то скучно. Возможно, холодноватым и скучноватым фильм делает порочный прием: использование большого числа прибалтийских актеров для мелькания в кадре нарочито европейских лиц. Ничто так не придает русскому фильму местечковости, как нарочитый поиск "европейских лиц". Во-первых, они все равно не британского/французского типажа. Во-вторых, среди русских актеров они смотрятся слишком явными иностранцами, что в рамках сюжета странно (любая чужеродность героев должна быть оправдана). Наконец, прибалтийские артисты в среднем холодноваты, да и в фильмы попадал не всегда первый их эшелон. Озвучивали же их зачастую профессиональные актеры дубляжа с чистыми бесстрастными дикторскими интонациями. Отсюда, вероятно, и какая-то искусственность происходящего на экране. Кстати, интересный факт: когда Масленникова на съемках "Холмса" стали ругать за русопятость Соломина-Ватсона, он заметил, что у Соломина самая что ни на есть шотландская внешность: рыжеват, веснушчат, круглолиц... И нагонять деланной "европейскости" отказался.


13 день. Фильм, повергающий в задумчивость. Да ладно, это вот предыдущий вопрос меня поверг в задумчивость — куда там фильму. Но пускай будет "Послесловие" М. Хуциева. Режиссер здесь продолжает делать то же, ради чего сняты все его фильмы: ищет в человеке душу. И находит ее, как сказал кто-то, "не внутри, а на поверхности, там где люди друг об дружку трутся". В дом благополучного внешне Владимира (Андрей Мягков) приезжает нелепый чудаковатый тесть (Ростислав Плятт). Жена Владимира самоустраняется, и двое чужих вроде бы людей вынуждены коротать время в большой квартире вдвоем. И постепенно оказывается, что Владимир не так благополучен, а старик вовсе не нелеп... А главное — чужой оказывается вдруг ближе своего.



14 день. Самый депрессивный фильм. Беру не грустный, не печальный, а именно депрессивный, то есть не оставляющий ни надежды, ни единого светлого пятна. Из советских такой фильм для меня— наверное, "Письма мертвого человека" К.Лопушанского. Мучительно душевыматывающий, несмотря на всю педалируемую внутреннюю красоту главного героя; фильм, снятый в панике, ставшей отзвуком чернобыльской катастрофы.
А, стоп, и еще "Холодное лето 53-го" А.Прошкина. На безысходность всей истории накладывается история последних дней Папанова. Последний взгляд героя становится последним взглядом актера на нас. Тяжелое время позади у героев, тяжелое время впереди у зрителей...


"Иди и смотри" Климова не беру по причине полной физиологической невозможности его связно и последовательно смотреть дольше пяти минут. Но, полагаю, его тоже отнесла бы в эту категорию.

15 день. Фильм, который дарит счастье. По счастью, не только унылых фильмов в моей жизни несколько — выдергивающих из уныния тоже гораздо больше одного. Часть их здесь уже упомянута («Свой среди чужих», «Обломов», «Покровские ворота»). Часть — детские («Мэри Поппинс, до свидания!» дарит беспримесное ощущение счастья и чувство, будто вся жизнь впереди), но память о детстве, если оно счастливое, сама по себе навевает чувство счастья. Новогодние тоже упоминать как-то нечестно. Поэтому пускай будет «Я шагаю по Москве» Г.Данелия. Ушедший молодым автор сценария — Геннадий Шпаликов — оставил после себя фильм, который способен выдернуть из отчаяния и напомнить о том, что жизнь сама по себе может быть праздником. Герои ощущают полноту бытия и совершенно по-детски радуются ей. Даже проигравший в любовном треугольнике человек настолько пронизан ею, что шагает и поет — а вот так, потому что хочется, потому что рад за друзей, потому что всё ещё может случиться, а жизнь огромна и светла.
Tags: Киномания, Советские актеры, Советский кинематограф
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments