Писать об учителях зачастую сложно. Учителя с учениками связывают особенные отношения. Он приходит в твою жизнь, когда ты еще бескомпромиссно ироничен и готов зубоскалить над всем и всеми. Недостатки педагога не только не прощаются, они еще и входят в легенду. А ведь кому под этими-то наивными и насмешливыми ученическими взглядами удается стать любимым учителем.
Не стало моей географички, Н.С.
Ковид. Она была еще не старой и очень бодрой женщиной. Мы любили ее: отношения у нас сложились как раз те, что бывают у хорошего учителя и детей, которых он начал вести с начальных классов, – то есть полупочтительные, полуфамильярные. Как со старшим, но безусловно близким человеком.
Н.С. вела у нас естествознание, а потом, класса с 6-го, плавно переключила нас на географию. Она была невысокая, подвижная, очень живая и милая (мне она всегда напоминала синичку). Ее энергии хватало и на то, чтобы выполнять обязанности завуча, - она была хорошим организатором, - и на преподавание.
Н.С. оказалась больше, чем сильным предметником, - она была отличный педагог и, я думаю, очень хороший методист. Именно она целенаправленно научила нас навыку, который помогал мне всю жизнь и помогает вот по сей день: упорядочивать информацию в виде диаграмм. Мало того, что для детей девяти лет это был прорыв (можно зарисовать весь урок!) – как я замечала, мыслить графиками действительно умеют не все, а это помогает очень быстро и удобно систематизировать любое новое знание.
Н.С. не стремилась постоянно шокировать и нервировать учеников, но и не была сторонницей обкладывания детского ума ватой. Однажды она провела урок, посвященный голоду в Поволжье, и взволнованно зачитывала нам отрывки сводок и протоколов. Впечатление было сильное. Может, кто-то скажет, что для 12-летних это рано – но, честно говоря, не думаю, что Н,С. была неправа. Это, как и с диаграммами, было желание не пойти на поводу у нежного возраста, а поднять учеников на новую ступеньку, простите за пафос, познания мира.
При этом Н.С. была легкой, веселой в общении и быстро находила с нами общий язык. "- Ответит Сережа! - Н.С., я Саша. - Ну, теперь ничего не поделать, будешь Сережей".
У меня, увы, осталась от нее только одна фотография, выпускная, очень "учительская". Но смех в глазах пробивается и на ней:
[ Spoiler (click to open)]Мы ее любили. Страшно жаль...