Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Забавы взрослых или Немного о детском "Голосе".

А давайте поговорим о пошлости.

Она пролезает всюду. В литературе, в театре, на радио и в телешоу. Но нигде так разительно не бросается в глаза, как в передачах для и про детей.

Нет, я сейчас собираюсь не плакаться на тему «деточек жалко». Жалко, да, как в любом конкурсе. Только тут - чуть больше: в «Утренних звездах» разного калибра детям не приходилось выслушивать из уст собственного педагога: «Ты годишься, а ты не годишься», как здесь, так что придраться есть к чему, а больше всего – к мамам-папам, одержимым жаждой славы и красивого будущего для отпрысков. Но, повторяю, конкурс есть конкурс, идея его не нова, а я буду говорить о пошлости.

Так вот, в этом проекте пошло все, от начала до конца. И восторженные взвизгивания незрелых педагогов Билана и Пелагеи, играющих с ребятами в «равных». И массовые, в три голоса, захваливания их вокальных данных, особенно фальшиво звучащие, когда ребенок не прошел конкурс. «Жалеть детишек» начинают как раз не вовремя, и когда надо бы честно и внятно, как взрослому, объяснить, что в пении было не так, Пелагея то и дело начинает лепетать: «Ты был лучший! Лучший! Это мы ничего не понимаем!», а Билан добавляет: «Если б мы сразу повернулись и увидели тебя, мы бы, конечно, тебя сразу взяли…» (чуть не добавила: «…за красивые глазки»). Их задача – отработать шоу, а ребенок так и уходит со спасительной мыслью: это не я, я не мог плохо спеть, просто так называемые «профессионалы» ничего не поняли. В мозгу дурным семенем засела уверенность в том, что мастера попросту ошиблись. И я не исключаю, что из будущего это семечко уже помахивает нам букетом плохих песен, плохих стихов, плохих книг и фильмов: эти профессионалы ничего не понимают, я звезда!

Пошлостью и подлостью отдает здесь первый тур конкурса – я забыла, как он называется. Идея в том, что «наставник» делит «питомцев» на пять троек, готовит с каждым трио номер, после исполнения которого на шоу оставляет только одного из трех. Далее каждый из оставшихся пятерых поет соло, и наставник окончательно выбрасывает из проекта еще троих ребят.
Здесь неловкость испытывают все. Пелагея нелепо пританцовывает в кресле, желая, видимо, ободрить конкурсантов, Билан изображает бурные восторги, Фадеев сидит и смотрит на происходящую вакханалию грустными умными глазами. Когда доходит до комментариев к выступлениям, ни у одного из так называемых педагогов не хватает смелости сделать адекватный разбор номера, как то принято во взрослом варианте шоу. Даже Фадеев, с его подвешенным языком, мнется и бормочет нечто вроде: "Вы очень классно выглядели, вы очень классно спели" (цитата дословная), а после этих выхвалений «приговор»наставника закономерно огревает выброшенных ребят, как удар обухом по голове. И ужас ситуации, повторюсь, не в том, что кто-то побеждает, кто-то проигрывает, а в том, что ребенок ведь потом поймет (а кто-то давно понял), что "наставник" сразу знал, кого он выбросит, еще когда формировал троицу. Что знал всё то время, которое он, ребенок, старательно готовил сольный номер, долженствовавший последовать за массовым. И как вы ему, скажите, объясните такое фарисейство? Один из не прошедших в финал мальчиков произнес фразу, которая в моих глазах значительно возвысила его по сравнению с его звездным педагогом (дети ведь не умеют торговать собой): «Не знаю, согласился ли бы я вообще быть наставником в такой программе». Опытные зрелые люди – Градский и Агутин – не захотели принимать в происходящем участие, а эти трое - да. И когда после этого «наставники» начинают вертеться, как ужи на сковородке, жаловаться друг другу, что «не представляют», как кого-то выкинуть, и что это ужасно, как будто правила проекта не были им известны сто лет назад, это – тоже лживо и пошло.

Пошл, наконец, и репертуар – от начала до конца. Я не имею даже зачаточного музыкального образования, поэтому не буду рассуждать, как эти песни раскрывают детские голоса и насколько выдающейся можно считать их мелодическую составляющую. Но я нормальный взрослый человек, и я вижу и слышу, что:
1.    дети существуют в несвойственной им, недетской органике;
2.    дети поют тексты, которые могут раздаваться из их уст только в жестоко фарсовом контексте.

Этих детей всунули в рамки недетской эстрадной моды, как – судя по старой европейской живописи – дворянских детей веками всовывали во взрослые платья на жестком каркасе и заставляли позировать в неживой, псевдоизящной взрослой позе. И дети, конечно, стараются, но их возраст и неопытность дает резко комический эффект. А иногда просто вызывает грусть и досаду: самый старший из «отфильтрованных» сегодня мальчиков, например, этакий Рон Уизли, был вынужден выступить в привычном на эстраде амплуа мальчика-зайчика (см. имидж и творчество группы «Челси», Д.Бикбаева, Влада Соколовского и прочих, имя им легион) с на диво маловыразительной любовной песней, что полностью уничтожило его природное обаяние – образ милого, чуть нескладного подростка, еще не сделавшего окончательный выбор между футболом на переменках и поэтическими страданиями.
Да, я консерватор. Да, я хочу, чтобы дети пели про елочку и оленя. Мне скажут: эстетика и мода меняются, время не стоит на месте. Ну так пишите качественные детские песни, и оно двинется вперед. А пока дети поют: "Ты ушел от меня к рыжей женщине хромой", отроческое искусство так и останется законсервированным в СССР, где детская песня как жанр существовала. У авторов масса возможностей: так, например, в те времена было написано не так мало детских и подростковых песен о первой любви (те же «Последняя поэма», «Веришь или нет». «В школьное окно смотрят облака…»), но исполнялись они не детьми – это было не принято. Ну так заполните нишу: пишите для детей о первом чувстве, о том, как открывается совсем юному человеку чудо любви. Но не так, как сейчас, – а в хороших стихах и без тех клише, которыми затыкаете дырки в попсовых песнях там, где чувство-то и не ночевало!

И именно репертуарный кризис запоздало открыл мне глаза на простой факт. Проект, оказывается, направлен не на возрождение детской эстрады.
О, ну конечно, я наивна - авторы шоу не обязаны ... это просто шоу… таковы законы бизнеса… Но, позвольте, тогда ради чего всё это? Детские рыдания, публичное изгнание из проекта, ложь педагогов, жуткая внутренняя борьба маленьких людей в попытках выглядеть достойно – для чего? Чтобы родители почесали свои амбиции, создатели шоу зашибли деньгу, а зрители потешились, глядя на маленьких клоунов?
Люди, хочется спросить, а в вас еще осталась человечность?
Tags: Детство, Контакты с чуждым разумом, Я нынче мизантроп, музыка
Subscribe

  • Именно то, чего я боюсь...

    ...и с чем по мере сил своих борюсь в окружающей среде. «– Знаете, что самое странное в старости? Ты становишься невидимым. Пока ты…

  • Битва с дураками

    В последнее время я особенно нежно полюбила ЖЖ. Написала на дзене о драматурге Ксении Драгунской (которая умерла вчера от перитонита) и ее месте в…

  • О солидарности

    Я до сих пор не пойму, почему все вокруг так радостно взывают к женской/мужской/профессиональной и т.д. солидарности. Что-то это понятие становится…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments