Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

Колоризация как акт вандализма

С тех пор, как в нашей стране научились раскрашивать черно-белые фильмы (а чего не озвучивать немые), на телевидении не стало отбою от перешедевренных шедевров. Многие знакомые машут рукой и говорят: «Ерунда, зато стало разноцветно, красивенько».
Но стоит посмотреть внимательно – и становится ясно, почему игра в раскраски есть торжество дурного вкуса. На эту мысль меня навела простодушная похвала знакомого, который не видел «Весну на Заречной улице» в оригинале, а посмотрел сразу в цвете: «А, ну в цвете очень мило. Сказка и есть сказка».
Но в том-то и суть, что снятый Марленом Хуциевым фильм – не сказка. Да, на нем лежит отпечаток чуть приподнятой, условной киноэстетики предыдущих лет. Но! Цветная пленка уже вовсю была в ходу. На нее были уже сняты «Кубанские казаки», «Неразлучные друзья» и прочие веселые, яркие, праздничные и непобедимо наивные фильмы. Хуциев же отступает от эстетики, которую навязывает фильму цветная пленка. И снимает зачем-то на черно-белую. Почему? Может, Хуциев глуп? Или ему не дали денег? Но тогда все режиссеры оттепели глупы и в большинстве фильмов государство было мало заинтересовано. Потому что и концептуальный «Июльский дождь» почему-то черно-бел. И «Я шагаю по Москве» молодого Георгия Данелия – тоже черно-белый фильм.  И многие, многие другие.
Дело в том, что графичная сдержанность черно-белой пленки как раз-таки приглушает праздничную «сказочность» сюжета и делает фильм более строгим, более серьезным, более поэтичным. Отчасти поэтому-то «Весна на Заречной улице» – не фильм «Высота» и не «Кубанские казаки». И качество цветной пленки, и цветопередача были еще, подозреваю, не на высочайшем уровне. В любом случае она сделала бы фильм более грубым, аляповатым, нереальным, одним словом – сделала бы с ним то, что не задумываясь натворили мастера раскрашивания.
А что она делает с лицами актеров, о боже мой, боже! Посмотрите на Николая Рыбникова в роли молодого парня Сашки Савченко. Это черно-белый кадр:
vlcsnap-2015-03-12-00h02m37s250
А вот как тот же кадр выглядит в искусственной раскраске.
vlcsnap-2015-03-12-00h06m07s107

Этот мужик минимум на пять лет старше!

Далее – вот вечно юная Янина Жеймо (Золушка) и красавица Варвара Мясникова (Фея). Черно-белый кадр.
vlcsnap-2015-03-12-22h05m54s219
А вот они же в цвете:
img20121221024611_3589
Две стареющие дамы, расписанные под китчевый фаянс.

Я не знаю, почему колоризация сразу обличает и даже увеличивает возраст актера, не бросающийся в глаза в черно-белой версии. Это вопрос к гримерам, операторам и осветителям. Возможно, этот феномен как-то связан сособенностями грима для цветной и черно-белой пленки – так как, разумеется, сразу снять в цвете и раскрасить поверх все-таки не одно и то же.
Про некогда стилизованные под военную хронику «17 мгновений весны» я вообще не заговариваю. На мой взгляд, раскрашивать этот фильм, несмотря на якобы данное старой и больной Лиозновой разрешение, было вандализмом. Да впрочем, как и все фильмы. Более-менее аккуратно это адово действо было проведено лишь над фильмом Быкова «В бой идут одни старики», однако и там раскрасчики ухитрились опозориться, размалевав от души реальные кадры военной хроники.
Поэтика кино оттепели безжалостно рушится, и никому до этого нет дела. Тонко выверенная киноэстетика попирается, и никому до этого нет дела. Филигранно снятые детские фильмы превращаются в ляпистые полумультики – и никому до этого нет дела, дети скушают и не подавятся.
Кто-то скажет: «Ну это всё нюансы. Главное – фильм хорошо снят! А все эти стилизации, возраста и поэтика – это эстетство». Да? Может быть. Но вот я лично не отличаю оригинал живописного полотна от репродукции. Так почему бы нам не снять висящие в Третьяковке, Эрмитаже, Русском и Пушкинском музее картины и не переписать их заново? Вместо дорогостоящей реставрации, которую все равно никто не заметит. Я лично знаю таких мастеров – они вам Меншикова в Березове ноль в ноль скопируют, мать родная не отличит! И цветочек в горшке на окошке пририсуют, а то неуютно как-то там. Что, думаете, так никто не скажет? Ну так давайте покрутим перед растущими людьми, вкус которых только формируется, раскрашенное кино в количестве. И если раньше сорок человек из ста чувствовали, зачем и почему одни фильмы сняты так, а другие – иначе, зачем и почему здесь звучит  такая музыка, а тут – иная, то вырастив пару поколений, категорически нечувствительных к самому понятию «эстетика», вы получите «Меншикова в Березове» с цветочком и занавесками. Ваши дети еще смотрят черно-белое кино? Тогда мы идем к вам!
Tags: Киномания, Я нынче мизантроп
Subscribe

  • Именно то, чего я боюсь...

    ...и с чем по мере сил своих борюсь в окружающей среде. «– Знаете, что самое странное в старости? Ты становишься невидимым. Пока ты…

  • Битва с дураками

    В последнее время я особенно нежно полюбила ЖЖ. Написала на дзене о драматурге Ксении Драгунской (которая умерла вчера от перитонита) и ее месте в…

  • О солидарности

    Я до сих пор не пойму, почему все вокруг так радостно взывают к женской/мужской/профессиональной и т.д. солидарности. Что-то это понятие становится…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Именно то, чего я боюсь...

    ...и с чем по мере сил своих борюсь в окружающей среде. «– Знаете, что самое странное в старости? Ты становишься невидимым. Пока ты…

  • Битва с дураками

    В последнее время я особенно нежно полюбила ЖЖ. Написала на дзене о драматурге Ксении Драгунской (которая умерла вчера от перитонита) и ее месте в…

  • О солидарности

    Я до сих пор не пойму, почему все вокруг так радостно взывают к женской/мужской/профессиональной и т.д. солидарности. Что-то это понятие становится…