Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

Детское искусство. Аллюзии, реалистическая составляющая и прочий флуд.

Предположим, некто задается целью снять фильм для детей, но такой, чтобы взрослые в кинотеатре не заснули.

Как сейчас решается этот вопрос? Да просто в фильм напихивается тонна пошлых конъюнктурных аллюзий. Родители в зале гогочут, дети когда не понимают, а когда сами гогочут, вгоняя родителей в краску. Кошмарного "Карлосона", прости господи, я вообще в расчет не беру, но и среди, казалось бы, приличной высокобюджетной кинопродукции то и дело попадаются подобные приемчики, что у нас, что за рубежом. Вроде похотливых поползновений мачехи в "Белоснежке. Мести гномов" или политических аллюзий в "Богатырях".

Аллюзии как способ "зацепить" взрослого зрителя использовали и в советском детском кино, только более деликатно. Есть они и в "Простоквашине", и в "Мэри Поппинс" (чисто для примера - уже известная история с фильмом "Invitation au voyage", плакат которого висит за спиной у митера Эя во время невинной песенки про молоко, кому интересно - можно прочитать по ссылке), и в "Чародеях" (скатерть-самобранка - хамоватый представитель сферы услуг), и т.д. Но когда я пересматриваю те фильмы, мое внимание останавливается и на психологически точных сюжетных моментах, рассчитанных на понимание взрослого зрителя. Например, чертовски вкусный эпизод в "Электронике", когда муж-дальнобойщик спрашивает у матери Сыроежкина: "Что это с ним, не пойму?". И та необыкновенно ядовито отвечает: "Отвык!". Если в детстве мы в это время следим за печальными перипетиями сыроежкинской судьбы, то, став постарше, уже можем с понимающей усмешкой оценить выразительный укор во взгляде совсем молоденькой "мамы".

А еще когда хорошо сделанный детский фильм пересматриваешь - или перечитываешь книгу, - то не возникает "швов", которыми часто грешит современная детско-подростковая литература. То есть не хватаешься за голову с мыслями: "Это же неправдоподобно!". Сказка сказкой, намек - добрым молодцам урок, а реальность сурова и вторгается всюду.

Эта мысль возникла у меня, когда я села полистать "Карика и Валю". Если в детстве ужас наводила сцена бегства уменьшенных детей от медведки или заточение в пузыре водяного паука, то сейчас я облилась холодным потом уже в самом начале, когда у пожилого благообразного профессора Енотова в квартире находят трусы и обувь исчезнувших детей. Понимаете, стало реально страшно за профессора. И тут до меня дошло. Дошло, почему у Ларри профессорскую квартиру опечатывают сразу после находки. Для ребенка очевидно - профессор исчез, его квартиру заперли, чтобы чужие не зашли. Для взрослого тоже, хм, очевидно, что без милиции и обыска тут не обойтись. Швов в сюжете нет вообще, просто реальность поворачивается разными сторонами к ребенку и взрослому читателю. И поэтому в финале, когда профессор спасает уменьшившихся детей и приводит их к коробке с увеличительным порошком, происходит - что? Правильно. Дети увеличиваются, а профессор нет. И его в кулечке приносят для трансформации домой. Для ребенка причина очевидна: случайный чих развеял часть порошка, взрослый человек, будучи благородным, предоставил детям возможность спастись первыми. А для взрослого очевидным становится, что финал будет благополучным, потому что кто бы поверил профессору без доказательств? "Я нечаянно уменьшил детей, они улетели на стрекозе, потом я тоже уменьшился, мы жили в домике ручейника, а теперь опять все увеличились!". А так вот оно, доказательство - крошечный профессор в банке. Ларри нужно было, чтобы дети выпили волшебную жидкость и улетели, но он помнит, что, помимо сказочных допущений (жидкость, порошок), описанное происходит в реальном современном мире, поэтому обставляет историю так, что у взрослого читателя не возникает вопросов: "А почему все ведут себя, как идиоты? Родители, милиция, герои?".  И наверняка самому Ларри не приходила в голову мысль: "Оставлю сюжет на живую нитку: те, кто старше школьного возраста, не прочтут, а дети схавают!".

Иногда хочется взять за шиворот некоторых современных детских писателей и режиссеров - без сомнения, старше школьного возраста - ткнуть их носом в "Карика и Валю" и заставить читать, читать и читать. А потом засадить перед экраном, включить "Электроника" и заставить смотреть, смотреть, смотреть...

Как думаете, научатся?

Tags: О книгах, болтовня
Subscribe

  • Именно то, чего я боюсь...

    ...и с чем по мере сил своих борюсь в окружающей среде. «– Знаете, что самое странное в старости? Ты становишься невидимым. Пока ты…

  • Битва с дураками

    В последнее время я особенно нежно полюбила ЖЖ. Написала на дзене о драматурге Ксении Драгунской (которая умерла вчера от перитонита) и ее месте в…

  • О солидарности

    Я до сих пор не пойму, почему все вокруг так радостно взывают к женской/мужской/профессиональной и т.д. солидарности. Что-то это понятие становится…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments