Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Рабы немы

Я очень люблю Станислава Говорухина. Очень.
И потому фильм "Благословите женщину" кажется мне каким-то временным помрачением крупного мастера. Помню, с каким нетерпением ждала его выхода тогда, в 2003 году, и какое тяжелое недоумение он вызвал. Причем не прошедшее до сих пор.

Несмотря на великолепный подбор актеров, на музыку Евгения Доги, прелести операторской работы, кучу премий и прочие достоинства, этот фильм оставляет ощущение какого-то кошмарного сна, от которого никак не проснуться. Спрашивала знакомых женщин - многие любят, смотрят с удовольствием. "Режиссер призвал восхититься героиней, прошедшей через все тяготы" - объясняет одна. "Это Любовь!" - восклицает другая. "Я смотрю, чтобы пожалеть героиню" - прочувствованно говорит третья.

Эх! Пожалуй, эмоциональное я уберу под кат.

А мне не жаль героиню. Мне детей жалко, а она вызывает у меня омерзение. Почему-то не меньшее, чем отвратительный герой Балуева с его: "Я сказал [нужное вставить], и меня не волнует, как ты это сделаешь! Ты должна [нужное вставить], и меня не волнует, откуда ты это возьмешь!" (смерть этого героя, кстати, кроме доброй улыбки: "издох, зараза" - у меня ничего не вызывает - настолько светлее и веселее становится всем людям в фильме после нее). А впрочем, знаю, почему героиня так противна. Она - прирожденная груша для морального битья, а ее покорность граничит с безнравственностью. "Шунечка" говорит: "иди, делай аборт, женщина, некогда мне детей растить" - и девочка Вера покорно идет. Я не против абортов вообще - я лишь против абортов, навязанных женщине: выскребает-то Вера желанного, долгожданного ребенка. Но что такое этот эмбрионыш против любимого Шунечки?! "Шунечка" говорит: возьми ребенка, который привык и привязался к тебе, сдай в детдом - и Вера... правильно, Вера, похныкав и выразив кротким лицом мировую скорбь, идет сдавать: что такое этот человечишко против любимого Шунечки?! Нам милосердно не показывают, как ребенок пережил это предательство, но я вот что скажу: после того поступка ни жалеть похожую на животное героиню, ни восхищаться ею я не собираюсь. Ради чего это все? Бездетность, унижения, отсутствие права принимать решения, подлость по отношению к ребенку, необходимость раскорячиться в любую минуту, как пожелает муж? Ради любви, то есть, простите, Любви? Ну так пусть подобной любовью восхищается кто-то другой - мне она напоминает звериную страсть Катерины Львовны Измайловой, задушившей маленького племянника во имя Сережиных ласк. Она существует, такая любовь, ради нее и крадут, и убивают, и калечат жизнь собственных детей. И недаром Виктор Розов написал в пьесе "В поисках радости":
" Федор. До сих пор считалось: любовь -- это одно из высоких и чистых чувств, возвышающих человека.
Клавдия Васильевна. Это неправда, Федя....Очень часто любовь принижает человека, разрушает его жизнь. Я даже не знаю, совершено ли во имя любви на земле больше высоких поступков или подлых.
".

Со мной многие не согласны. Женщины (не спешащие, однако, раствориться в желаниях Шунечек) качают головой и говорят: проживи жизнь, потом суди. Мне же лично кажется, что судить героев этого фильма их дочерям надо начинать очень и очень рано, не то, боюсь, призыв восхищаться рабским терпением героини может выйти кому-то боком. Что до мужчин - они начинают мелкое нудное брюзжание про феминизм. А я скажу так: феминизм тут ни при чем. Просто есть такие фильмы, в которых один человек делает с другим что-то очень-очень гадкое, а второму это нравится. Только их обычно относят к категории "кино не для всех" и рассчитывают на небрезгливых ценителей. А я к любителям жареного, увы, не отношусь.

P.S. И еще. По поводу того, что героиня "просто мягкая", "просто женственна" и "просто так воспитана" (аргументы моих оппонентов); по поводу "так сложились обстоятельства!", ну и по поводу "любви", по которой мы справедливо проезжались в комментах.
Есть у меня такой горячо любимый персонаж - Шура из советской мелодрамы "Мачеха". Напомню, ее филигранно играла Т.Доронина.
Шура и мягка. И женственна. И неопытна. И не работает. И мужа обожает. И так же, как Вера, берет в семью мужнина ребенка от предыдущей женщины. И тоже окружает это дитя заботой, и тоже приучает быть любимым и нужным...
А потом в ее жизни наступает похожая на Верину ситуация. Мужа стал раздражать ребенок. Фактически, мужчина, пусть и завуалированно, но ставит вопрос ребром: или этот ребенок, или я ("Так что ж мне, из дома уйти?").
Что отвечает на это мягкая, нежная, женственная, любящая Шура?
Иди, говорит она.
Иди.
Так что дело в данном случае не в обстоятельствах. Дело в человеке.
И Шура - человек. А Вера... а Вера собирает ребенку вещички.
Tags: Гневное, Киномания, Я Так Вижу
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новое на дзене

    Моя небольшая рецензия на "Мастера и Маргариту" Михаила Локшина Театральные традиции, которые появились недавно (а вы думали, им много…

  • Люба, я вернулся

    Дорогие мои друзья, меня так долго не было из-за адовой загрузки весной. Но я очень соскучилась и потихоньку, полегоньку хочу начать опять писать…

  • ***

    Сегодня у меня день рождения. Раньше об эту пору я выпивала шампанского и пела под чужую гитару House of the Rising Sun, поэтому вот сразу несколько…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Recent Posts from This Journal

  • Новое на дзене

    Моя небольшая рецензия на "Мастера и Маргариту" Михаила Локшина Театральные традиции, которые появились недавно (а вы думали, им много…

  • Люба, я вернулся

    Дорогие мои друзья, меня так долго не было из-за адовой загрузки весной. Но я очень соскучилась и потихоньку, полегоньку хочу начать опять писать…

  • ***

    Сегодня у меня день рождения. Раньше об эту пору я выпивала шампанского и пела под чужую гитару House of the Rising Sun, поэтому вот сразу несколько…