Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

"Тихий Дон" Урсуляка. Первое впечатление. Пост повышенной субъективности.

По причинам личного характера я смотрю сериал "с отставанием" - сейчас еще только на 6-й серии. Но мнение свое все-таки выскажу.

Если смотреть не для сравнения с классической экранизацией, а как полноценный фильм - пока что я вижу добротную экранизацию от хорошего режиссера. Можно не согласиться с выбором актерских типажей, но нельзя отрицать точных, метких актерских работ в этом "Тихом Доне".

Аксинья мне показалась чудесной. Полина Чернышова, совсем юная девочка с русалочьим лицом, неожиданно убедительна в роли страстной казачки.  Это очень, очень земная и очень женственная Аксинья, не девочка - деревенская баба. Актриса достойно справляется с нелегкими задачами, которые ставит перед нею роль, осложненными тем, что ее жутковатая предыстория, увы, в экранизации не дана даже намеком. Актрисе приходится самой убеждать зрителя, что перед ним - не заблажившая бабенка, а истово любящая женщина с нелегкой судьбой. Полина Чернышова справляется. Это главное.





Порадовал Евгений Ткачук. После недоброй памяти "Бесов" Хотиненко я уверилась, что Ткачук - актер, начисто лишенный экранного обаяния, некиногеничный настолько, что самый очаровательный персонаж в его исполнении будет неприятен. Честно признаюсь, я до сих пор полагаю, что харизмой природа этого актера обделила. Но Ткачук и Урсуляк в тандеме убедили меня и в том, что актерское и режиссерское мастерство способны преодолеть недостаток этой самой "киногеничности". Да - я с удивлением обнаружила, что Евгений Ткачук - хороший актер. Как он играет сложнейшие сцены! Как убедительно мужает его Григорий на экране, хотя актер еще совсем молод!

Отдельного поста заслуживает работа Сергея Маковецкого в роли Пантелея Прокофьича. Мелехов-старший у него и смешон, и величественен, и во всех проявлениях своих берет за душу. Блестяще и буквально одними глазами сыграна им сцена получения ложной похоронки на Григория. Эта полудетская улыбка на не старом еще лице, эти растерянно заметавшиеся глаза... А в следующей сцене перед нами - старик. Сгорбленный, раздражительный, с суетливыми движениями.

Я непрофессионал, не знаю, насколько могу судить, - но считаю, что Маковецкий этой ролью взял новую высоту в кино. Прежде, насколько мне помнится, ничего подобного в кинематографе играть ему не доводилось.

Об идее фильма в целом, о том, почему и зачем режиссер взялся за роман, - говорить пока рано. А о режиссерском почерке - уже можно. Диссонанс с фильмом Герасимова, возникший у многих зрителей, объясним прежде всего тем самым условным "несоответствием" типажей, о котором я вскользь уже упоминала (Разве этот юноша с незначительным лицом - аристократ? Разве эти худенькие девчушки - казачки? Разве русопятый Маковецкий - потомок турчанки?). Но не только им. Классическая экранизация была монументальна. И образы, и чувства в ней были несколько укрупнены. И в этом не только 50-е годы - в этом Шолохов. Однако Урсуляк, верный своему собственному стилю, с удовольствием "выцепляет" из романа мелкие, бытовые, трогательные детальки, накрепко привязывающие людей к земле. И в этом, как ни удивительно, тоже - Шолохов. Урсуляк смотрит на своих героев очень трепетно, "сверху", но не свысока. Поэтому Пантелей Прокофьич Маковецкого прежде всего трогателен, а уж потом грозен. Поэтому там, где есть юмор у Шолохова, - он есть у Урсуляка. Не ерничанье, а именно юмор, мягкий, ненавязчивый и очень теплый.

При столь "земном" подходе к экранизации фильм на удивление лишен натурализма. Все, что, казалось бы, требует грубого, лобового решения, снято очень деликатно. И пронзительно. И любовь, и война.


А всякие там "героями своей трагедии Урсуляк сделал то самое новое поколение, для которого и снял телефильм" - не более чем рекламные завлекушки. Фильм не вокруг этого крутится. Просто поверьте. Не вокруг этого.
Tags: Киномания
Subscribe

  • Кому теперь верить? (с)

    Постоянно ругаюсь в интернетах с людьми, которые читали "Грозу" Островского только в школе и попою. И что ж? Решила открыть статью Писарева…

  • Еще о Стругацких

    Кстати, после предыдущего поста о Стругацких перечитала статью "Отвергнувшие воскресенье" и вспомнила, что меня всегда, с самого первого прочтения,…

  • Люди "Понедельника" и семья

    Несколько человек попросили меня продублировать в ЖЖ давний пост и дискуссию про "Понедельник начинается в субботу" Стругацких с моей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments