Статья Рабиновича посвящена его книге "Перпендикуляр", книге, после которой очень хочется помыть руки.
Основная мысль книги - "нам всё врали!" Что врали? Да всё! Пушкин - не солнце русской поэзии, а бездельник и безнравственный раздолбай (только у Веллера получается запрячь все эти "разоблачения" в одну тележку). Лермонтов - в ту же копилку. Русская проза того времени вторична по отношению к французскому роману. Что-то там дальше было про советскую литературу, но, каюсь, это была единственная книга, которую я отложила по принципу "не дочитал, но осуждаю" - уж очень показательны были первые же главы.
Стиль повествования - захлебывающийся шепоток. Реальные факты он ловко мешает с вымыслом, преподнося их как жареную сплетню.
Об изложенных Веллером фактах вы можете судить хотя бы по его "правдивому" рассказу, что "престарелый отец" Дантеса валялся у Пушкина в ногах, умоляя отменить дуэль, но жестокий Пушкин - сволочь какая! - отверг просьбы старика и отправился на Черную речку, где дважды (?!) стрелял в Дантеса, изувечил (?!) тому руку
Степень бредовости изложенного очевидна любому, кто хотя бы не считал мух на школьных уроках литературы.
1) У Дантеса не было престарелого отца. Он жил со своим
2) Геккерн просил Пушкина отменить ПЕРВУЮ дуэль, Пушкин ПОЖАЛЕЛ Геккерна и Дантеса и ОТМЕНИЛ, с тех пор утекло немало воды, во время утекания которой Дантес успел даже обжениться на свояченице Пушкина. И лишь после этого последовал новый повод и новый вызов на дуэль, после которого никто ни в каких ногах у Пушкина не валялся. Нихрена себе Джонни, то есть Веллер, сделал монтаж!
3) Второй выстрел? Это шутка, что ль?! По жребию право первого выстрела было у Дантеса, Пушкин, смертельно им раненный, стрелял ОДИН РАЗ вторым по очереди.
4) Ну и бедный инвалид Дантес с "изувеченной рукой" (насколько я помню, не то пуля прошла сквозь мягкие ткани, не повредив кость, не то как-то удачно отрикошетила, то ли задета была вообще не рука, - словом, рана была, но никакого пожизненного увечья за собой не повлекла, не считая увечья в голове Веллера, написавшего этот бред и успешно продающего оный). Про это, собственно, у Рабиновича есть целый большой абзац.
Более того. Есть такое распространенное явление - подтасовывается не только доказательная база, но и оспариваемая позиция! Не раз с этим встречалась. И правда, как просто! Убеди всех, что официальная точка зрения заключается в том-то и том-то - и оспаривай сколько угодно! Временами и сам Веллер так делает. В частности, утверждает, что биографию Пушкина представляют нам в подтасованном виде - и тут же оглашает под соусом разоблачительства факты, известные каждому сколько-нибудь прилежному школьнику. Прямо хоть отдельный пост об этих приемчиках пиши.
И ведь у ЭТОГО, разобранного в статье по косточкам, - море поклонников. Не удосужившихся припомнить даже школьный курс литературы, но радостно восклицающих: "Нам всё врали!".
Уважаемый же человек, как он может обмануть.
А вот так. Уважаемые люди порой и врут подлее, и манипулируют читателем хитрее. Только как это объяснишь поклонникам, купившимся на полуправду?