Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Мост в вечное.

«Мост в Терабитию» США 2007

Камень лежит у жасмина,
Под этим камнем клад,
Отец стоит на дорожке,
Белый-белый день.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда,
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда…


Арсений Тарковский
О чем этот фильм?
О любви.
О девочке, которая за свою коротенькую жизнь сумела столько дать любимым людям.
О настоящей дружбе.
О человеческой исключительности и об умении сохранить ее.
И о препятствиях на пути человека неординарного.
И об открытом взгляде на мир.
И о красоте этого мира.
И еще этот фильм – о последних месяцах и неделях детства, когда человек уже почти не ребенок, но еще не замечает этого. Джессу и Лесли около двенадцати лет.
Мост
Давно уже не видно было на экранах такого искреннего, добросовестно сделанного детского фильма с таким нетипичным для американского кинематографа сюжетом и построением. Ведь вся картина, по сути, – детская игра и «слова, слова, слова». Смена сцен и кадров неторопливая, не клиповая, нет ни изысканных пейзажей (картина очень красива, но эта красота не становится самоцелью), ни неожиданных ракурсов. В фильме столько неголливудского, неизбитого, живого, столько очарования подлинной жизни и красноречивых деталей!

Вот Лесли пришла в церковь из любопытства и солидарности с другом – мальчиком из строгой религиозной семьи. Она, конечно, надела платье – «в церкви надо платье!», – но из-под него выглядывают ее обычные спортивные бутсики, которые сразу говорят о том, что оно куплено так, на случай, потому что платье девочке для чего-нибудь да нужно, но она не надевала его, наверно, никогда – туфелек к нему нет, купить их просто забыли...
Или – чем-то похожая деталь – сестрины кроссовки с розовыми шнурками, которые Джесс, единственный, не самый обласканный, сын в многодочерней семье так бесплодно и отчаянно закрашивает черным фломастером перед тем, как надеть их в школу. Эта сценка в начале фильма сразу вводит нас в курс дела, лаконично поведав о жизни Джесса.
Замечательна сцена первого «знакомства» ребят с Терабитией. Никогда не забыть крик Лесли, всем существом верящей в свою сказку: «Узники Темного Повелителя, мы пришли вас освободить!» – и руки, распахнутые навстречу внезапно поднявшемуся ветру. И – в ответ на невольный скептицизм Джесса – лукавое: «Не слышу вас!» – и это вдохновенное выражение на ее лице, когда ветер отвечает вторично.
Лесли освободила – не только узников Темного Повелителя, но и друга от вечной замкнутости, а его фантазию и талант от пренебрежения окружающих, и в первую очередь отца.


…Ни ноты дешевой сентиментальности нет в финальной беседе Джесса с отцом. Прежде всего, ее там нет потому, что перед этим была очень жесткая и честная сцена
["Спойлер"]
, в которой мальчик ударил и прогнал сестренку, испугавшуюся за него. Мне не доводилось до сих пор видеть такого в американских детских фильмах – жестокость там была сказочная, к повергаемым врагам, а в остальном герои старались не терять прекраснодушия.
Здесь же все всерьез… На похоронах Лесли отец девочки заговаривает с Джессом, говорит очень добрые проникновенные слова, благодаря его за дружбу с дочерью, но вместо того, чтобы сказать нечто утешительное – как сделал бы зрелый человек – мальчик растерянно произносит: «Пожалуйста» – и торопится к дверям. Происходящее с трудом доходит до него. Горе, свалившееся на него, и мысль о собственном «предательстве» мутят его рассудок, и жутковато становится, когда, обернувшись к заплаканной учительнице, Джесс спокойно произносит: «В следующий раз надо взять с собой в музей Лесли. Ей должно понравиться».
А потом мечется по лесу в поисках подруги, кричит, зовет ее – и второй раз сжимается сердце, когда, услышав голосок сестры, он с воплем: «Лесли!!!» бросается через лес.
Вся безумная горечь, страх и разочарование этого не умеющего еще преодолевать боль человека выливается в грубость, с которой он прогоняет Мэйбелл от места, где погибла Лесли – и где чуть не свалилась в воду сама Мэйбелл, бросившаяся за братом.
А потом приходит отец, узнавший о происшедшем от дочки, и обнимает сына, и баюкает, как маленького, и – наверно, первый раз в жизни – просто и серьезно говорит с ним, говорит не готовыми фразами, обычными для героев детских фильмов, круглыми и гладкими, а неуклюжими, но утешительными, может быть, впервые по-настоящему учась отвечать на безысходные детские вопросы, и сын плачет, уткнувшись в грудь отцу, чтобы вечером вернуться в дом уже не таким, как раньше...

Ребята – герои фильма – так легко сживаются с природой, окружающей их, так чутко ощущают красоту ничем, казалось бы, не примечательного уголка запущенного леса, что, кажется, каждая секунда фильма воспевает гармонию мира. Любовью и счастьем дышит все вокруг. Лесли, раскинув руки, словно пытаясь обнять весь свет, восторженно произносит: «Не думаю, что бог бродит повсюду, отправляя людей в ад. Он слишком занят тем, чтоб создавать все это!»
А потом в этом гармоничном мире происходит трагедия. Валится дерево, казавшееся вековечным, обрывается веревка – «это не такая веревка, она не могла оборваться!» – и гибнет Лесли. И вдруг наступает пустота. Лишен былой прелести и заманчивости лес, но все так же бежит ручей, все так же шумят деревья – природа равнодушна к человеческому горю, она не знает, что натворила. Душой этой рощицы была веселая девочка, видевшая среди деревьев троллей. И лишь в разговоре с отцом Джесс вдруг начинает понимать, что только близкие, любимые люди наполняют смыслом твою жизнь – и только ты можешь наполнить смыслом их жизнь… А жизнь коротка, а их у него так много…
Детство Джесса со смертью подруги кончилось. Теперь он научился преодолевать горечь и осознавать любовь. И это уже взрослый человек сколачивает надежный мост через ручей, где погибла Лесли, берет за руку сестренку и ведет ее в мир сказки. И потому, что он ощутил себя взрослым, ощутил свою ответственность за этого маленького и так похожего на него человека и захотел поделиться с ним лучшим, что имел – и потому, что через горе и боль понял, что вместе с подругой не должна погибнуть созданная ею сказка, и смог продолжить единственное большое дело, начатое ею, и снова вдохнул жизнь в безмолвную рощу.
И так было, и так есть, и будет так всегда, пока жива память о той, что так щедро дарила любовь большому и красивому миру.





мост5

мост2




Tags: Киномания
Subscribe

  • Трэш 2016 года. Хлопик, Зайка и Кот Матрос

    Котошапка и медвекегля, увиденные с утра во френдленте, навеяли мне воспоминания... 5 лет назад я наткнулась на статью о выборе маскота ЧМ по…

  • Сводки с обонятельного фронта

    (А вдруг кому мой опыт пригодится?) Краткое содержание предыдущих серий. В декабре я переболела понятно чем. Переболела в легкой форме, но…

  • Именно то, чего я боюсь...

    ...и с чем по мере сил своих борюсь в окружающей среде. «– Знаете, что самое странное в старости? Ты становишься невидимым. Пока ты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments