Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Category:

Унесенные ветром. Как фильм убил хорошую книгу.

«Унесенные ветром» – книга, которую подвела собственная популярность.
Есть «культовая» экранизация, отхватившая уйму «Оскаров», есть сиквел, возведенный едва ли не в статус официального «продолжения» и тоже экранизированный, - да черт ли в них?
Вот скажите мне, хоть один мужчина – по крайней мере, с момента выхода фильма, - хоть один известный вам мужчина прочитал этот роман?
У меня таких знакомых нет.
Фильм создал роману устойчивую репутацию «женского» и «любовного». Тому способствовали и выпячивание романтической линии на передний план в экранизации, и миллионы постеров с парой Ли-Гейбл, поэтично целующейся на фоне алеющего неба (это, на минуточку, пылающий арсенал и склады Атланты, но уж больно красиво черти лобызаются). Что, конечно, не отменяет простого факта, что в книге есть любовная линия, и она занимает существенную ее часть.  Но любовь есть любовь, она, как известно, движет солнце и светила и иногда кидает своих жертв под колеса различного  транспорта. Редко какой писатель обходит ее вниманием. В  той же «Анне Карениной» Толстого или «Вешних водах» Тургенева, например, развитию любовной линии отдан куда больший процент текста. Собственно же романтики в произведении довольно мало. В основном слезы, грязь, пот и скрежет зубовный. Что до туманного определения «женский роман» – ну так да, женский. Как и «Поющие в терновнике» (тоже, кстати, дискредитированная экранизацией вещь), и «Грозовой перевал»,  и «Орландо», и «Спутники», и многие другие замечательные произведения, написанные женщинами. Да, там, без сомнения, есть вещи, более близкие читательнице, нежели читателю-мужчине. Те же описания нарядов перед мужчиной нарисуют отстраненную картину довоенной роскоши, а женщину в эту роскошь ощутимо погрузят.  Как, скажем, у Хемингуэя, Маркеса, Бунина есть много такого, что интуитивно понятнее и ближе мужчине, а иной женщине и вовсе чуждо. Кстати, бывает и наоборот – ухитрялся же Сидни Шелдон писать абсолютно дамские книжицы, и создала же Агата Кристи «Десять негритят», довольно жесткий и вполне «мужской» роман.
Итак, «Унесенные ветром» – роман о многих, очень многих универсальных вещах, показанных на примере жизни одной женщины. Что такое «найти себя» и «потерять себя» и где грань между первым и вторым. Как война вторгается в жизнь и переворачивает ее. Как после этого жить – или выживать. Согласитесь, вопросы не для дамского романчика. Мужчины в «Унесенных» – герои второстепенные, но именно через их образы и раскрываются те авторские  мысли, что остаются недоговоренными прямым текстом. Когда деньги в очередной раз превращают для Скарлетт  слово «честь» в звук пустой, она слышит рассказ о гибели отца – такого же, как она, практичного, расчетливого, земного. И тем не менее – того самого Джеральда О’Хара, что встал на пороге собственной усадьбы перед вражеским отрядом: жгите и меня вместе с моим домом! И того самого, что даже лишившись разума и будучи вдрызг опоенным, отказался подписать позорную для него присягу – и сломал шею. В мире, где Скарлетт пробирается ощупью, есть два мужских персонажа, которым про окружающую действительность понятно куда больше, чем ей. Это Ретт и Эшли – люди одновременно разные и схожие. Фильм преподносит Ретта как идеального волевого мужчину, воплощенную женскую мечту, а Эшли – как безвольную «дохлую устрицу». Меж тем, это неверно. Дров в ходе сюжета наломали оба. Не оправдывая Эшли в его отношении к женщинам, которых он – назовем это так – любит, вспомним о его трагедии – трагедии человека, из-под ног которого одним ударом выбили почву; который знал и предчувствовал это, но не смог ни предотвратить, ни адаптироваться к изменившимся условиям. В экранизации, собственно, этот мотив выбитой почвы ослаблен, а вся историко-политическая линия упрощена до чрезвычайности – послевоенное устройство негров, подтасовки на выборах и т.д. – все это осталось за бортом. Впрочем, удивительно бы было, учитывая политическую конъюнктуру, если бы эти мотивы в полной мере перешли в фильм.
В фильме вообще все до зевоты просто. Исчезли старшие дети Скарлетт, которых она, по сути, потеряла, да до известного момента и не стремилась удержать их любовь. Исчезло в принципе всё, что бросало бы тень на светлый образ Скарлетт – ударника капиталистического труда, – и Ретта, идеального мужчины. (Меж тем, Ретт в романе тоже совершает несколько фатальных ошибок – в частности, отобрав у матери и избаловав Бонни, он усиливает тот разрыв между собой и женой, который мечтал преодолеть.) Наконец, вся двойственность поведения Скарлетт – человека сильного, смелого, но недалекого и эмоционально глухого – сглажена в экранизации. И страх ее перед одиночеством, выражавшийся в страшном сне про бег в тумане, этот страх сведен в фильме к боязни голода и холода; меж тем в книге Скарлетт понимает, что именно близкие держали ее на плаву и спасали от жуткой пустоты из сна, причем понимает, лишь потеряв их. Стремясь выжить любыми средствами, она упустила целый пласт жизни, который уже не наверстать; можно жить по-новому, но унесенных ветром времени уже не вернуть.

Хотелось бы увидеть фильм с неоднозначной Скарлетт и неидеальным Реттом. С хрупкой наивной Мелани и молодым Эшли. Со всеми интересными нюансами, которые выпали при экранизации. Но увы: второй – реабилитирующей роман – экранизации, наверное, уже не будет никогда. Страшно жаль.
Tags: "Книга лучше!", Киномания, Неснятые фильмы, О книгах, болтовня
Subscribe

  • А те далече

    Писать об учителях зачастую сложно. Учителя с учениками связывают особенные отношения. Он приходит в твою жизнь, когда ты еще бескомпромиссно…

  • UPD про Оливию де Хэвилленд

    А вот Елена Прокофьева уже откликнулась на Фрагрантике прекрасной статьей об Оливии де Хэвилленд. Я всем очень советую. Это подарок, вот правда.…

  • О_О

    СРАНЬ ГОСПОДНЯ, ЛАЙКИ У КОММЕНТАРИЕВ! Извиниите, был взволнован(

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • А те далече

    Писать об учителях зачастую сложно. Учителя с учениками связывают особенные отношения. Он приходит в твою жизнь, когда ты еще бескомпромиссно…

  • UPD про Оливию де Хэвилленд

    А вот Елена Прокофьева уже откликнулась на Фрагрантике прекрасной статьей об Оливии де Хэвилленд. Я всем очень советую. Это подарок, вот правда.…

  • О_О

    СРАНЬ ГОСПОДНЯ, ЛАЙКИ У КОММЕНТАРИЕВ! Извиниите, был взволнован(