Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Оторвали мишке лапу в контексте мировой культуры

Этот пост пришел мне на ум после ознакомления со статьей по ссылке: Б. М. Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Никто не спорит, труд проделан масштабный. В этом море диковатых ассоциаций есть несколько интересных наблюдений. И Булгаков действительно мастер аллюзий, которые интересно выковыривать из текста. Но и прекрасное должно иметь пределы!

Итак, встречайте отрывок написанного в ответ исследования в области стихов Агнии Барто!

А.Барто недаром заслужила среди прочих советских поэтов славу «поэта сверхчувственного». Стоит рассмотреть лишь всем известный цикл из совсем коротких стихотворений, как мы увидим, сколь многочисленны напластования ассоциаций и культурных смыслов в творчестве этой потрясающей  поэтессы.
 "Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу" -
что первое приходит любому, даже самому малолетнему, читателю в голову при этих строках? Безусловно, это образ безрукого и безногого "воображаемого друга" Игоши из одноименного рассказа Одоевского, что сразу же придает образу упавшего на пол героя неоднозначную, инфернальную окраску. Вообще эта отсылка к творчеству Одоевского чрезвычайно любопытна тем, что намекает на область темного, потустороннего, неисследованного, непознаваемого, интуитивного, сверхчувственного.  Совершенно очевидно, что автор предлагает нам вспомнить  «Космораму» того же Одоевского, где герой с помощью игрушки сверхъестественным образом наблюдал за иномирными событиями. После этого легко понять, какую бездну чисто языческих смыслов маскирует автор под невинными, казалось бы, образами в своем стихотворном цикле.
Итак, инфернальное, непознанное сквозит в безлапом Мишке, но - любопытная амбивалентность образа - имя Мишка, Михаил, что в еврейской традиции означает "Подобный богу". Однако - какому богу подобен этот загадочный Михаил с оторванной лапой? Ключ к разгадке этого образа таится в отъятой от тела конечности (см. монографию У.Пырьева  "Семантика и прагматика  отделенных конечностей в искусстве."). В ходе языческих празднеств, включающих разъятие тела "божества" (Вицлипуцли, Таммуз) и дальнейшее их "сращивание" с последующим воскрешением разъятого тела, мы встречаем и отделение конечности, и образ божества - не монотеистического Бога, но языческого. Вспомним, что именно дохристианские божества в новой традиции приобрели облик демонов, инфернальных созданий. Итак, в стихотворении зашифрован древний языческий обряд погребения и воскрешения, а лирический герой, таким образом, обретает явную окраску жречества, что подчеркивается его экстатическим возгласом:
«Все равно его не брошу,
Потому что он хороший!» –
своеобразным "Thamos panmegas  tethneke!"* в описываемой реальности.
Обратите внимание, что следующие два стихотворения – «Наша Таня громко плачет...» и «Идет бычок, качается...» продолжают тему гибели-воскрешения. Прежде всего, мотив утопления и возрождения из вод относится к славянскому язычеству, в котором, судя по многим ее произведениям, Агния Барто была большим специалистом (ср. «я на солнышке лежала, пятки кверху держала» и другие отсылки к архаической обрядовой культуре). Образ мяча, не тонущего в речке, явно призван напоминать нам о пускаемом по воде чучеле Мавы, а также отголоске этой традиции - венках , используемых девушками при гадании. В этом контексте понятным становится и горе героини (подчеркнуто христианское имя которой - Татьяна - продолжает заданную предыдущим стихотворением биполярность христианства-язычества) и утешительные  слова, обращенные к ней: «тише, Танечка, не плачь – не утонет в речке мяч!». Как мы знаем, утопление венка предрекало смерть незадачливой гадальщице, но в этот раз Татьяна явно не попадает под удар судьбы.

В главе 2 мы подробнее обратимся к взятым из шумерской мифологии и индуизма образам Бычка и Слона, а также рассмотрим повторяющийся мотив "качающейся" реальности (см. дисс. Ч.П. Дейла "Качание как отражение диалектики бытия").


(отрывок взят из монографии проф. Х.А. Лялина «Сверхчувственное в образах бычка и сверчка»)
–––––––––
* (греч.) «Всемогущий Таммуз умер!»
Tags: О книгах, Пила вино и хохотала, Я Так Вижу, Я нынче мизантроп
Subscribe

  • Об высоком.

    Определилась, кстати сказать, в своем отношении к существованию бога. Ну то есть как-то примирила свою интуитивную веру в него с интуитивным же…

  • А не замахнуться ли нам, понимаете ли...

    Ну ёпрст, вот и почему же мне кажется, что это ПЛОХАЯ новость? "«Коммерсантъ» сообщает, что сервис Okko подписал соглашение с…

  • Загадка про Глубокий Религиозный Смысл!

    Сегодня на пресс-конференции приезжий режиссер с глубокомысленным видом сказал: – Если в произведении есть религиозный смысл – его имеет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments