Белый день (bely_den) wrote,
Белый день
bely_den

Categories:

Мы на роли героев вводили себя... (с)

Часто можно услышать похвалу в адрес детского фильма: «Вот какой хороший, можно даже взрослому смотреть». Да, часто это гарантирует качество. Современное кинопроизводство во многом и заточено под то, чтобы взрослый в кинотеатре не заскучал. Порой чересчур. Взрослые не любят, когда печально, - будем веселиться! Взрослому смешны сказочные страсти - давайте иронизировать над ними, и да здравствует постмодерн!..

Но не всегда интересный взрослому фильм хорош для ребенка. Что важно, верно и обратное.  Конечно, детей нельзя кормить ерундой. Откровенную фальшь они чуют всегда. Но, скажем, пафос,  смешной для многих зрелых людей – в юном возрасте самое то. Мы оберегаем детей от всякого и всяческого страдания, а между тем острое и яркое переживание – это насущная потребность растущего человека.


Ну конечно, ребенок должен смеяться. Но на всю жизнь он запомнит те моменты, которые запали в его душу.



Возьмем для примера "Мио, мой Мио", довольно средний фильм. Большинство взрослых людей, впервые увидев его, пожимают плечами.

Да, все персонажи - функции. Да, Грамматиков скверно работает с актерами, включая детей, - все герои временами проявляют удивительный флегматизм на грани аутизма. Да, местами логика странновата - вот малолетний Избранный отправляется убивать взрослого колдуна, который таких малолеток ежедневно пачками с кашей ест: "Отец, скажи только слово - и я никогда не расстанусь с тобой! - Нет, сынок, слушай свое сердце," - отвечает папа с безмятежным лицом.

НО!

Эта абсолютная, абсолютная серьезность отношения и к добру, и к злу. Эти замечательные образы друзей, помощников в горе и радости. Эти душераздирающе трогательные моменты, когда зритель действительно сопереживает, а не ждет рояля в кустах, и действительно сорадуется, а не умиляется красивой картинке. И флегматизм касается только актерской игры, но не поведения героев - "Как жаль, что нам так скоро выпала разлука" - говорит не очень хорошо играющий отец.


Я навсегда возлюбила в детстве этот довольно слабый фильм за весь тот героический пафос, которым фильм пронизан.

"- Это замечательно! Если мы сможем отпереть дверь, то ты проскользнешь мимо стражей и сможешь вернуться домой!
- А что будет с тобой?
- Ну, я останусь здесь. Ведь у тебя один плащ-невидимка.
- Нет! Если кому-то из нас суждено умереть этой страшной ночью, мы умрем вместе."


Сейчас как-то стараются избежать этого – не напугать бы детей. Героизм в детском кино стал какой-то... прижимистый. С оглядкой такой героизм.


Меж тем, на подобных сюжетах преспокойно вырастали целые поколения. Если нет этого щипка за сердце – нет детского искусства. На этом, пусть и с той самой оглядкой, выезжают даже откровенно коммерциализированные компании  – такие, как студия Диснея. Что уж говорить о настоящем искусстве – да почти в любой хорошей детской книжке, любом фильме есть этот момент катарсиса! У Памелы Трэверс - прощание с Мэри Поппинс, у Джанни Родари –  самопожертвование Бенвенуто ради спасения Джельсомино, у Астрид Линдгрен – трогательные моменты тоски Малыша по Карлсону, одиночество Пеппи Длинныйчулок и ее щемящая доброта к слабым, наконец, гибель Йокке и спасение Боцмана в «Сальткроке». Даже вполне безмятежного "Чебурашку" обессмертил Роман Качанов, сделав его не страшненьким, как у автора, а беззащитно-трогательным. Джоан Роулинг не побоялась писать для детей о смерти и самопожертвовании – и вытянула выигрышный билет. Даже безумную, буйную, дурашливую «Алису» Кэрролла предваряют и завершают печальные стихи о прощании с детством, со сказкой. А когда еще все это искренне и с отдачей пережить, как не в детстве? На ироничных пародийных сказках про богатырей в тридевятом царстве далеко не уедешь. Зачем осознанно прививать детям цинизм, когда еще пара шагов на жизненном пути – и этим будет заниматься кто угодно? Поверьте, цинизму-то жизнь научит без нас.

Опять же, гордый одиночка против сурового мира – порой смешной сюжет для взрослого, но самый смак для ребенка и подростка, идущего тернистой дорогой самоопределения. Можно смеяться над пафосом фильма «Когда я стану великаном», можно ахать и считать жестоким «Чучело» (хотя в самой картине – не в героях – жестокости в разы меньше, чем в иных современных светлодобреньких фильмах; и да, взрослому этот фильм посмотреть тоже необходимо). Но ребенок, только-только осознающий свое место среди других людей, будет их смотреть. Потому что ему нужно сознание своей исключительности и примеры противостояния враждебному окружению – хоть стой, хоть падай. И десятилетний Избранный, в одиночку идущий на борьбу со злом, смешон взрослому, но согревает сердце... десятилетнему Избранному.

Потому что, ну, каждый десятилетний - немножечко избранный.

И с этим не нужно бороться. Еще раз повторюсь - это произойдет без нас. А наша задача – привить базовые понятия о добре и зле и сформировать у них в душе какие-то островки хорошего, из которых можно черпать силу в трудные времена.


А смех, а доля иронии - пусть будут. Они тоже необходимы нам всем. Но всегда надо помнить, что рядом растут те, кому важно не только это.

Tags: Детство, Киномания
Subscribe

  • Кому теперь верить? (с)

    Постоянно ругаюсь в интернетах с людьми, которые читали "Грозу" Островского только в школе и попою. И что ж? Решила открыть статью Писарева…

  • Вопрос к ученым френдам

    Ученые друзья, нужна ваша помощь. А подгоните, пожалуйста, каких-нибудь книг/статей по имущественному положению и правам женщины в середине XIX…

  • Дайджест

    Мои ученые друзья, уж конечно, помнят, что у Николая Гумилёва есть такое стихотворение "Занзибарские девушки". Оно про бедного абиссинца,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments