Во-первых, мне кажется, ни в коем случае нельзя смотреть "Вальмона" сразу после "Опасных связей". Да после «Опасных связей» «Вальмон» любому покажется детской игрой! Форман, как ему свойственно, далеко отошел от литературного первоисточника. Думается, Шодерло де Лакло, увидев фильм, был бы в священном ужасе. Таком же, как Кизи, возмущенный тем, что Форман сделал из его социальной драмы «Пролетая над гнездом кукушки». И впрямь, если прочитать этот манифест поколения битников, то экранизация кажется какой-то не такой серьезной. Легкомысленной. Почему это, на мой взгляд, не так – я как-нибудь потом расскажу.
Так вот, о наших баранах, то есть «связях». В моем восприятии «Опасные связи» - это довольно точная интерпретация романа о губительности простодушия, о грязной порочности и об обреченности истинной любви в мире этой грязи. А вот «Вальмон» - это история о гуляке праздном, который «лопал вишни и целил просто в белый свет» и при этом, несмотря на свою никчемную вроде жизнь, сеял вокруг любовь, радость и что-то особенное, что ушло с его гибелью. Оотсюда столько женщин, скорбящих над гробом этого дивного вертопраха, соблазненных, обманутых и обожающих его. Замечу, тут все остаются живы и относительно не внакладе, кроме излишне заигравшейся озорницы Мертей. А будущий ребенок Сесиль – и вообще этакий своеобразный символ того, что дело Вальмона живет.
То есть Форман, как всегда, махнул рукой на роман и свернул на одну из своих любимых тем. И, по-моему, вышло прелестно!